Как булгарская легенда о 12 девах, сожженных воинами Тамерлана в Черной палате, стала эпическим мюзиклом
Накануне в театре им. Тинчурина стартовали показы национальной оперы Эльмира Низамова «Кара пулат». Его премьера в режиссуре Георгия Ковтуна состоялась еще в 2015 году, тогда среди солистов были Рузиль и Гульнора Гатины. И вот спустя 7 лет благодаря празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в республике нашли деньги на пять показов возобновленной постановки. О спектакле, который напоминает, что жизнь коротка, а память вечна, рассказывает «БИЗНЕС Online».
После 7-летней паузы вернулась опера Эльмира Низамова «Кара пулат» («Черная палата»). Возобновление спектакля приурочили к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
Перед смертью все равны
Танцы под крышей и схватки на мечах. Живая крепость и мертвые души. Райские сады и адское пламя… Все это можно было увидеть накануне в Тинчуринском театре, куда после 7-летней паузы вернулась опера
Эльмира Низамова «Кара пулат» («Черная палата»). Возобновление спектакля приурочили к празднованию 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Сочинение знакомит современного зрителя с татарской историей, легендами, литературой и музыкой, призывая не бояться совершить подвиг. Опера в постановке
Георгия Ковтуна напоминает о том, что жизнь коротка, а память вечна.
Лаконичное действо на основе либретто
Рената Хариса не отпускает ни на секунду. Булгарскую легенду о 12 девах, сожженных воинами Тамерлана в Черной палате, авторы превратили в яркую драматическую поэму. По преданию нукер Карабатыр (
Артур Исламов), захватив город, должен привезти самаркандскому эмиру ханскую дочь Наргизу (
Илюса Хузина). Подруги скрывают девушку и платят за это жизнью, а Наргиза, будучи «чистокровной», выходит из огня невредимой. В опере все иначе: отважная героиня умирает, но остается жить в веках.
«Нельзя делить людей на белую и обычную кость, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ композитор Низамов. — Перед смертью все равны, поэтому в спектакле ханская дочь сгорает вместе с подругами. Однако дева, отдавшая жизнь за любовь и родную землю, живет в нашей памяти. Ради истинных ценностей не нужно бояться идти на такой подвиг».
Лаконичное действо на основе либретто Рената Харисова не отпускает ни на секунду. Булгарскую легенду о 12 девах, сожженных воинами Тамерлана в Черной палате, авторы превратили в яркую драматическую поэму
Круг мироздания и крик чайки
Впрочем, главная героиня в опере отнюдь не Наргиза. А Черная палата — судилище и место временного заточения осужденных. Монументальный памятник предстает на сцене в разных ипостасях. Это и дом, и тюрьма ханской дочери. И ее последнее пристанище. Механизм, вращающий крепость для смены антуража, — удачная находка художника
Владимира Самохина (круг символизирует бесконечное перерождение). Рельеф каменному «персонажу» обеспечивает видеопроекция: в финале оперы здание загорается адским пламенем.
Видеоинсталляция — еще один двигатель и метафорический герой «Кара пулат». По ходу действия зритель наслаждается красочными движущимися картинами. В начале оперы девы резвятся в цветочном саду. Наргиза и ее жених Турыбатыр (
Ильгиз Мухутдинов) милуются под покровом звездной ночи. А во время сожжения по небу летят и кричат чайки — прообразы девушек (у Низамова их 7). Подобные решения маркируют камерный облик спектакля, умение авторов говорить о вечном, задействуя минимум выразительных средств.
Под вечным Низамов подразумевает, в частности, национальную оперу и ее театральных собратьев. Увековечивание их традиций — одна из задач элитарной, многоуровневой партитуры. Композитор назвал «Черную палату» оперой-легендой, однако синтетическое полотно больше похоже на мюзикл или оперетту. Динамику ему обеспечивает движение — хореограф
Фанис Исмагилов разнообразил действо несемафорной пантомимой, национальными хороводами, «змейками» и «ручейками», поединками на мечах и копьях, осколками марша. Легкие тюники и бутафорские кольчуги (художник по костюмам —
Асель Исмагилова) обозначают происхождение героев и не сковывают их порывы. Тем эффектнее выглядят застывшие мизансцены, акцентирующие кульминации оперы — женская молитва под гнетом мечей, распятие раненого Турыбатыра или начальный — финальный ансамбль, объединяющий героев спектакля.
«Часто композиторы хотят разрушить то, что создали классики. Сегодня этого стало так много, что в „Кара пулат“ мне хотелось продолжить традиции татарской оперы XX века, — объясняет свой замысел Низамов. — Однако национальные мотивы соседствуют в партитуре с современными находками, инновациями в оркестровке и мелодекламации, с восточным колоритом. Я стремился насытить музыкальными событиями каждую сцену и создать действие, не отпускающее зрителя от начала до конца».
Композитор назвал «Черную палату» оперой-легендой, однако синтетическое полотно больше похоже на мюзикл или оперетту
Парад аллюзий
От национальной оперы автор перенял формообразующую роль хора (хормейстер
Дина Венедиктова) и причудливый мелодический узор. А ряд драматургических и образных нюансов заимствовал из шедевров русского оперного искусства. Опытный зритель может насладиться парадом аллюзий. Песня-танец невольниц воскрешает в памяти «Половецкие пляски» («Князь Игорь» Бородина), томящаяся взаперти Наргиза схожа с Людмилой («Руслан и Людмила» Глинки), а передвигающийся вприсядку пес Карабатыра Мамат (
Денис Ханбаба) — с Фарлафом.
В «Кара пулат» Низамов проявил себя как тонкий мастер оркестра (камерным коллективом театра им. Тинчурина дирижировал
Ильяс Камал). Трепет у публики вызвали мощные тутти, иллюстрирующие вторжение врага в Великий Булгар и сожжение дев. Однако в целом оркестровая драматургия опуса строится на искусном чередовании солирующих тембров и групп. Особо проникновенно звучали эпическое соло клавесина, сопровождающее монолог Сказителя (
Зуфар Харисов) и скорбный глас трубы, оплакивающий Турыбатыра.