В этом году в Белгородской филармонии сменился директор. Почти 40 лет ее бессменным руководителем был Иван Трунов. В январе на эту должность назначили бывшего заместителя начальника Управления культуры области Евгения Алешникова. В пресс-центре «Комсомолки» Евгений Алешников рассказал о том, почему музыкантам помогают выплачивать кредиты и платить за жилье, когда в нашем городе появится музыкальный театр и почему артисты не должны выступать под «минусовки».
Новый руководитель пересмотрит репертуар солистов.
Фото: Кристина САЛГАЛОВАО профессиональных планах на будущее Евгений Алешников рассказал в гостях у «Комсомольской правды».-
С чего началась ваша работа в должности руководителя филармонии? С какими проблемами столкнулись?- Проблемы есть в любом учреждении, тем более в таком мощном, как белгородская государственная филармония. Здесь работают 600 человек творческого и обслуживающего персонала. Проходит более 1000 концертов в год. Конечно, я понимал, насколько это сложно. Тем более что должность художественного руководителя совмещается с должностью директора. Хозяйственные функции тоже лежат на мне.
Были достаточно серьезные вопросы, которые пришлось сразу регулировать. Это ремонт, приобретение нового оборудования и внедрение современных технологий в кассовом зале. Сейчас работают три монитора. На двух видно распределение мест в зале. На одном из мониторов идет реклама концертов на месяц вперед. На сайте филармонии появилась возможность бронирования билетов. Идут переговоры об онлайн-продажах.
НИКАКИХ «МИНУСОВ», ТОЛЬКО ЖИВАЯ МУЗЫКА
-
Какие изменения произойдут в репертуарной политике филармонии?- Я обратил внимание, что последние годы из концертных афиш исчезла классическая романтическая музыка. Давно звучали Моцарт, Бетховен, Шопен и Шуберт. Думаю, это не правильно. Люди должны слышать их произведения. Мало фортепианной музыки, хотя у нас есть прекрасные исполнители. Редко проходят концерты струнных квартетов. Гитара редко звучит, хотя это очень популярный инструмент.
У нас в филармонии есть эстрадные исполнители, но об этом мало кто знает, что грустно. Я специально прослушал всех вокалистов эстрадного направления. Их около десяти человек. Они активно ездят с концертами по области. В концертном зале филармонии они вообще не выступают. Это же несправедливо! Я поставил им задачу найти собственный репертуар. Чтобы не перепевали Стаса Михайлова и других современных артистов.
Кроме того, будем искоренять практику пения под «минусовки». Петь под живой аккомпанемент гораздо сложнее, но это и есть профессиональное искусство. При открытии сезона обязательно состоится концерт наших эстрадных исполнителей.
- Какая сейчас средняя зарплата в белгородской филармонии?
- Средняя зарплата у артистов на сегодня 21 283 рубля, а среди всех сотрудников филармонии - 20 087 рублей.
Сейчас оплата труда творческих работников повышается на 7 процентов. Это общая тенденция по России. Есть распоряжение, что средняя зарплата у работников культуры и искусства должна быть не ниже, чем средняя по региону. Мы приближаемся к этому.
Говорить «артист должен быть голодным» неправильно. Артист должен иметь возможность нормально питаться, жить в достойных условиях, хорошо одеваться. Тогда он с улыбкой будет выходить на сцену и дарить свое искусство людям.
«СВОИМ АРТИСТАМ ПОМОГАЕМ ВЫПЛАТИТЬ КРЕДИТ И СНЯТЬ ЖИЛЬЕ»
-
Какие меры социальной поддержки существуют для сотрудников?- В Белгородскую филармонию приезжают работать люди из других городов России, но не имеют здесь жилья. У нас есть несколько квартир, которые используются как служебные.
Этих квартир недостаточно, многим приходится снимать. Филармония погашает половину стоимости съемного жилья.
Кроме этого, мы помогаем нашим работникам, имеющим детей, в оплате за садик. 50 процентов суммы дает филармония. Это не такие большие деньги, но все же поддержка.
Дополнительно к средствам от проф-союза мы выделяем 200 тысяч рублей на оздоровление. Наши артисты и другие сотрудники имеют возможность съездить в
санаторий.
За тех артистов, в которых мы особо заинтересованы, мы частично погашаем кредиты на строительство жилья. Помогаем выкупить землю. Нуждающимся в деньгах ветеранам мы выдаем единовременные пособия. Это все внебюджетные деньги - те, которые заработала филармония.
-
Из каких бюджетов выделяются средства? Хватает ли этого или хотелось бы больше?- Искусство - это такое дело, на которое денег всегда будет мало. Во-первых, инструменты стоят недешево. В прошлом году, например, купили маримбу - ударный инструмент - за 840 тысяч рублей. Конечно, за счет внебюджетных денег мы не сможем позволить себе подобные приобретения.
Финансирование есть в достаточной степени, чтобы обеспечить функционирование филармонии. Закуплена хорошая аппаратура, которая дает возможность достойно представлять филармонию в области и за ее пределами.
Оркестр русских народных инструментов и главный дирижер оркестра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников
Фото: Фото пресс-службы Белгородской государственной филармонии.МУЗЫКАНТОВ С ГОБОЕМ НАЙТИ ТРУДНО
- Как в филармонии «куются» кадры?- Филармония принимает артистов на конкурсной основе. Объявляется конкурс - на сайте и в российской газете «Музыкальное обозрение». Рассылается информация по вузам страны. Приезжают кандидаты. Мы их прослушиваем и выбираем достойного. С артистом заключается контракт.
При этом три месяца артист работает на испытательном сроке. Люди бывают разные. Хороший музыкант может оказаться плохим человеком. А это сказывается на работе. В коллективе очень важна атмосфера. Бывает, что музыкант проявил себя хорошо на прослушивании, а как оркестровый музыкант он не достаточно интересен. Или определенный репертуар играет качественно, а что-то новое исполнить не может.
- На какие вакансии к вам выстраивается очередь?- Активнее всего идут на эстрадное пение. Популярны гитара и фортепиано. Из духовых инструментов больше всего идут на кларнет, саксофон и трубу. А вот музыкантов, играющих на валторне и гобое, найти непросто.
На скрипку активно идут, гораздо меньше - на виолончель. В нашем БГИКИ всего одна виолончелистка. В то же время в филармонии группа укомплектована.
-
Считается, что культурному человеку в Белгороде особенно некуда пойти, кроме филармонии и театра. Разделяете это мнение?- В Белгороде прекрасный академический драмтеатр и филармония с колоссальным потенциалом - это не мало. Далеко не каждый областной центр может похвастаться тем, что есть у нас.
Возможно, в ближайшем будущем в Белгороде появится музыкальный театр. В нем будут идти оперетты и мюзиклы.
-
Какие фестивали будут продолжены в филармонии?- Продолжится Шереметьевская музыкальная ассамблея. В этом году на фестивале будет выступать оркестр под руководством Башмета. Фестиваль современной музыки также будет продолжатся. Это же касается и уже зарекомендовавшего себя фестиваля «Борислав Струлев и друзья». Он проходит при поддержке Фонда развития классического искусства в Белгородской области.
ДОСЬЕ «КП»Евгений Алешников родился в Белгороде в 1961 году. В семье был поздним ребенком. Есть старшие брат и сестра. У сестры Евгения Алешникова, кстати, 10 детей.Родители не были музыкантами, хотя дома имелись аккордеон, баян и гитара. Будущий руководитель филармонии играл на всех этих инструментах.В десять лет сам решил идти в музыкальную школу по классу баяна. Окончил ее на отлично.Поступил в белгородское музыкальное училище - тоже по классу баяна - сразу на второй курс. Проучился год и ушел в армию. Служил в отдельном комендантском полку в Москве, в роте почетного караула.С отличием окончил музыкальное училище. По распределению отработал в селе Верхопени Ивнянского района преподавателем в филиале местной школы искусств. При этом успевал еще и играть в ансамбле гитаристов ДК «Железнодорожников». В это же время вел в белгородской музыкальной школе оркестр народных инструментов.Отучился в Воронежском институте искусств по классу гитары. С успехом окончил аспирантуру по классу оркестрового дирижирования. В белгородском музыкальном училище руководил симфоническим оркестром и обучал детей игре на гитаре.Один из организаторов местных гитарных фестивалей и конкурсов, которые проходят с 82-го года. Лауреат международного музыкального конкурса как гитарист. В конце 80-х-начале 90-х четыре года работал в филармонии - играл в ансамбле «Родные напевы».Затем работал в БГИКИ. Был деканом факультета музыкального творчества. Сейчас продолжает педагогическую работу.До недавнего времени занимал должность заместителя начальника Управления культуры области и возглавлял оркестр народных инструментов в филармонии.Жена Алексея Алешникова - гитарист. Супруги познакомились в музыкальном училище. Поженились, вырастили троих детей. Две дочери и сын - тоже гитаристы и лауреаты международных конкурсов. У руководителя филармонии сейчас подрастает внучка.http://www.kp.ru/daily/26062.5/2971537/
Кристина САЛГАЛОВА
15 Апреля 2013 года