Челябинск это единственный город-миллионник, не имеющий своего симфонического оркестра. Его отсутствие, а также ограниченные возможности зала — две основные проблемы, которые есть на сегодняшний день у местной филармонии.
Об этом шла речь сегодня, 8 февраля, на встрече журналистов медиахолдинга «Гранада Пресс» с художественным руководителем учреждения Владимиром Ошеровым и художественным руководителем, главным дирижером оркестра «Классика» Адиком Абдурахмановым.
Как подчеркнул Адик Абдурахманов, у Челябинска создан имидж промышленного и спортивного города, и в меньшей степени культурного. Постепенно можно потерять людей, которые слушают классическую музыку. Хотя, на сегодняшний день потребность в ней достаточно высока. Концерты проходят ежемесячно и аншлагом. По мнению музыканта, для создания оркестра городу необходим концертный зал на тысячу и более мест. Его вместимость позволила бы окупить высокую стоимость билетов. Кадровый потенциал для создания оркестра в Челябинске огромный: есть три музыкальных вуза, чем мало какой другой город может похвастаться.
— Хороших выпускников не так много, но и они уезжают в другие города, потому что в Челябинске им негде работать, — поясняет руководитель оркестра.
Адик Абдурахманов пояснил, что существующий при театре оперы и балета оркестр не является аналогом симфонического. Он имеет совершенно другие цели: музыканты учат музыку к конкретным спектаклям, которые играют в течение сезона. Симфонический оркестр играет сольно, и предполагает ежемесячно четыре новых программы для слушателей. На сегодняшний день сотрудничество филармонии и музыкантов из оркестра оперного театра ограничено расписанием работы этих двух учреждений. Руководитель оркестра не имеет возможности строить долгосрочные творческие и организационные планы.
Представители филармонии сравнили ситуацию в Челябинске и других городах Урала и Сибири. В частности, в Екатеринбурге исторически было создано три больших оркестра. Для оперного театра, театра музыкальной комедии, и филармонии. В Челябинске при таком же количестве учреждений оркестры не создавались заново, а переводились с одной площадки на другую. В результате, например, число контрабасистов в южноуральской столице на сегодняшний день составляет только четыре человека, в Екатеринбурге их в десять раз больше.
Три года назад был организован симфонический оркестр в Тюмени. Это было волевое решение губернатора, который выделил на создание коллектива значительные средства. Для музыкантов были закуплены качественные новые инструменты, на что ушло порядка 35 миллионов рублей. Кандидатам, которые хотели войти в состав оркестра, пришлось пройти серьезный конкурс. В результате, были отобраны лучшие музыканты из разных городов, которым предоставлены достойная зарплата и жилье.
По оценке Владимира Ошерова, на содержание симфонического оркестра необходимо примерно 5−6 миллионов рублей в месяц. Однако руководитель филармонии уверен — дело совсем не в деньгах. Все решает политическая воля. В Тюмени губернатор сказал — будем делать оркестр, и это случилось.
— У нас в области другие приоритеты — развивают хоккей, много дворцов спорта. А в Тюмени три тысячных концертных зала! Если бы у нас было подобное, там проходили бы разные концерты, приезжали эстрадные звезды, на площадке был хороший свет, звук, все бы поднялось на другой уровень. Надо решать все постепенно. Появятся зарплаты, помещение. Но если ждать, этого не будет никогда. Руководство области относится к развитию культуры положительно. Пошли разговоры, как вдохнуть жизнь в детскую филармонию. Наступило время, когда проблемы нужно решать, и они будут решены, — уверен руководитель филармонии.
polit74.ru/culture…php