«Маленькую Данелиану» (по мотивам киномузыки Канчели к фильмам «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали» исполнит известный латвийский скрипач Юрий Савкин, с которым накануне концерта и побеседовал Rus.lsm.lv.

— Юрий, ты известен прежде всего как концертмейстер первых скрипок в оркестре Латвийской оперы. И вот сольная партия в солидном концерте, исполнишь сочинение мэтра. Как «звёзды встали»?— Позвонили мне как-то из «Latvijas koncerti» ещё в феврале-месяце. И спросили, могу ли я сыграть «Маленькую Данелиану» Гия Канчели на открытии Rīgas festivāls — 2015. Я же согласился, тем более, когда услышал фамилию Канчели, согласился не раздумывая. Ну, известно, что «Маленькая Данелиана» написана на основе музыки двух фильмов «Кин-Дза-Дза» и «Слёзы капали» режиссёра Георгия Данелия, а скрипач Гидон Кремер попросил Канчели музыку из этих фильмов написать для оркестра в виде пьесы. Так и появилась «Маленькая Данелиана» для оркестра, рояля, ударных (не помню каких, на репетиции узнаю) и, в некотором роде, солирующей скрипки.
— Насколько я помню, «Маленькая Данелиана» в равной степени произведение как юмористическое, так и философское…— Вообще я заметил, что «Маленькая Данелиана» воспринимается публикой с юмором, поэтому чтобы ещё это подчеркнуть, есть соблазн перевесить произведение как раз как-то именно в эту сторону. На мой взгляд эта музыка юмором не ограничивается, даже более того, к юмору она лишь только прикасается, а основная акцентировка ставится на тишине, я бы так и назвал — музыка тишины. И одна из нелёгких задач исполнения этого произведения — найти ту самую тонкую грань состояния музыки, удержать его и придать этому соответствующую глубину и яркость. Ну, это лишь моё, чисто субъективное мнение.
Кстати, Гидон Кремер с оркестром «Кремерата Балтика» как раз идеально исполняют «Маленькую Далениану» , точно передавая то состояние, которое, как мне кажется, и вложил в музыку сам Канчели. Ну, к слову сказать, если Канчели вдруг написал бы произведение только из двух нот, то эти ноты были бы просто гениальными.
— Расскажи немного о дирижере концерта.— Это, кстати, ещё один большой момент — сотрудничество с дирижёром Сигвардом Клява. В самом конце прошлого века, в 90-х, в первый раз, тогда ещё в составе одного сборного оркестра узнал, кто такой Сигвардс Клява. Играли «Реквием» Моцарта (до этого, в общем-то, его я не знал). Ещё несколько раз случалось, когда я играл в составе оркестра «Rīgas kamermūziķi». Ну, а потом, как-то получилось, что совсем не сталкивались абсолютно ни на одном концерте всю прожитую часть XXI века.
В моём впечатлении это музыкант, который относится к музыке с особой проникновенностью, глубиной и тщательностью. Абсолютно уверен, что концерт с программой, где будет звучать музыка Арво Пярта, Петериса Васкса и Гия Канчели в его интерпретации будет большим и сильным событием у нас. Ну, а мне снова выпадет новая возможность опять найти с ним общую нить музыцирования, ну, уже чуть-чуть в другой немного ипостаси, только лишь бы нервы у меня не подвели — это я к тому, что тишина требует крепких нервов, а у Гия Канчели много тишины…
— Успехов!Кроме «Маленькой Данелианы» Канчели, прозвучат Salve Regina и Da pacem Domine Арво Пярта, Lord, open our eyes и The Fruit of Silence Петериса Васкса.
В концерте участвуют Юрий Савкин (скрипка), Алдис Лиепиньш (фортепиано), камерный оркестр Sinfonietta Rīga и хор Латвийского радио под управлением Сигварда Клявы.
www.lsm.lv