Новый композиторский конкурс объединит современную академическую и популярную музыку
Владимир Тарнопольский и Юлия Музыка на представлении конкурса.
В Московской консерватории стартовал Международный конкурс для молодых композиторов «Новые классики», созданный фондом с одноименным названием и реализованный при поддержке Федерального агентства по делам молодежи и Ресурсного молодежного центра. По словам организаторов, уникальностью конкурса является намеренное сближение двух противоположных музыкальных направлений — современной музыки (авангарда) и популярной классической. Принять участие в подобном проекте могут не только студенты композиторских факультетов, но и подростки: возраст конкурсантов — от 14 до 35 лет. Конкурс пройдет в два этапа. На первом из них (заочном) члены жюри отберут 10 партитур, на втором (очном) определят финалистов. А на гала-концерте в Московской консерватории (18 ноября) сочинения лауреатов будут исполнены ансамблем «Студия новой музыки». Там же состоится и торжественное объявление победителей, а также вручение специальных призов — их наверняка окажется немало, ибо общий премиальный фонд конкурса составляет миллион рублей.
Оценивать работы участников выпало настоящим мэтрам современной музыки. Это композитор Эдуард Артемьев, его имя не нуждается в комментарии; композитор, художественный руководитель ансамбля «Студия новой музыки» и Центра современной музыки МГК Владимир Тарнопольский, а также их зарубежные коллеги — частый гость консерватории, итальянец Иван Феделе и один из основателей спектральной музыки Тристан Мюрай. По словам Тарнопольского, в данный момент ведутся переговоры и с другими потенциальными членами жюри, но уже из области коммерческой культуры — с артистами, популярными музыкантами. Кто знает, может, к этой четверке присоединятся Филипп Киркоров или Егор Крид?
С первым направлением и номинацией все ясно — конкурсанты, возможно, пришлют нечто в духе раннего Шенберга или очередной концептуально-философский опус, но что такое «популярная классическая музыка» в понимании организаторов? Еще одни «ремейки» концертов Вивальди? Сочинения в жанре classical crossover? Или «Реквием по мечте» Моцарта, выдаваемый в поисковике при запросе такой фразы? К сожалению, на пресс-конференции, состоявшейся в фойе Большого зала МГК, этого не пояснили. Зато подробно рассказали о концепции, целях и задачах этого уникального проекта, пока еще не имеющего аналогов в мире. К старту «Новых классиков» добавилось еще и два торжественных анонса. Ректор Московской консерватории Александр Соколов подробно рассказал о концерте-открытии нового сезона в МГК (выступление выпускников разных лет и камерного оркестра «Виртуозы Москвы»), а также о художественной выставке «Связующая мелодия времени».
«Я состою в жюри многих конкурсов, и у меня создается впечатление, что нам не хватает молодого композиторского материала, — признался Владимир Григорьевич Тарнопольский. — Важно, чтобы композиторы уже с первого курса учились импульсу инновации. Уникальность нашего конкурса в том, что он посвящен двум совершенно противоположным направлениям — авангарду и популярной музыке, под которой можно понимать все, что угодно. Мы сознательно не ограничиваем стилистические особенности наших конкурсантов. Судить — довольно рискованное занятие, и я почти на сто процентов не уверен в нашем успехе. Еще со времен Адорно в мире существовало враждебное противопоставление высокого искусства и популярного. Хотя и в 1960-е композиторы авангарда пытались объединить современную музыку с популярной: например, в „Симфонии“ Лучано Берио задействован как симфонический оркестр, так и моднейший в то время вокальный ансамбль Swingle Singers. А сейчас таких экспериментов еще больше».
Генеральный директор Фонда молодых композиторов «Новые классики» Юлия Музыка рассказала «НГ», что «цель Фонда — поддержка молодых композиторов России и Европы». «Мы любим музыку и тех, кто ее создает. В рамках конкурса будет проведена образовательная программа „Школа молодых классиков“. Мы не будем учить композиторов, как писать музыку — мы будем учить их позиционировать себя в соцсетях, поможем с бренд-менеджментом, расскажем, как вести переговоры и работать с продюсерским центром, объясним, что такое авторское право. Мы хотим сделать классическую музыку модной», — пояснила она.
Прием заявок на конкурс «Новые классики» продлится до 31 октября. Подробности можно узнать на официальном сайте
newclassicscompetition.art.
Источник:
www.ng.ru