Блестящая танцовщица, балетмейстер, педагог, руководитель
Ирина родилась в Курске. Танцует, сколько себя помнит. Четырехлетней малышкой ее отвели в танцевальную студию. В 13 лет она решила, что танцы — это ее призвание и написала в Воронежское хореографическое училище письмо с просьбой принять ее, несмотря на возраст. Написала втайне от родных, поэтому вызов из училища для всех стал шоком. Мама категорически была против поступления. Но вступилась бабушка: «Поезжайте, авось не поступит — вернетесь домой». В тот год в училище был сумасшедший конкурс: поступали около пятисот человек на 20 мест. Ирина понравилась отборочной комиссии, ее взяли. А когда объявляли список поступивших, в большом зале, где собрались родители и абитуриенты, громче всех плакала ее мама…
Так в 13 — она стала студенткой. Годы учебы были для нее становлением и закалкой характера. Здесь она поняла, что мало любить танцы, главное в профессии — выносливость. Нужно быть физически, да и морально сильным человеком, чтобы справляться с колоссальными нагрузками, долго и упорно трудиться, чтобы добиться результата.
После училища ее приняли на работу в Государственный Воронежский хор. Но как и в любом другом хоре, для хореографии здесь существуют определенные ограничения. Ирина переехала в Куйбышев (Самара), где в то время творил знаменитый хореограф, постановщик русских народных танцев Вячеслав Модзолевский. Тогда он первым стал уходить от академичности в танце, не боялся привносить в него что-то новое. С ним она проработала больше года.
В 80-е годы слава Кубанского казачьего хора затмила все другие подобные коллективы России, и Ирина решила ехать в Краснодар. Виктор Захарченко с радостью принял молодую танцовщицу. В прославленном коллективе Ирина проработала 25 лет. Объездила вместе с ним мир вокруг раза три. Получила великое звание Заслуженной артистки России. И здесь же встретила свою судьбу — Николая Кубаря, он пришел в 1986 году главным хореографом в танцевальную группу хора. Их соединила всепоглощающая любовь к танцу.
— В октябре будет 25 лет как мы вместе и в жизни, и в танце, — делится Ирина Юрьевна, — я даже представить не могу, как бы сложилась моя судьба, если бы не встреча с Николаем Васильевичем. Я восхищаюсь им как человеком, как мужчиной… Признаюсь, я много делаю для нашего коллектива: костюмы, дисциплина, репетиции. Но когда он заходит на сцену, все меняется как по волшебству. Да он и есть волшебник!
Кроме того Бог подарил им двух чудесных детей.
— Дети -щедрый дар для танцовщицы, — продолжает Ирина. — Однако часто рождение детей ставит крест на карьере, но я даже после рождения сына (мне было 36 лет) не могла натанцеваться. Отгулы, отпуска — это не для меня. В танце, в возможности дарить зрителям радость и красоту — моя жизнь. Всегда стремилась быть лучшей. Если выступая, не ловила на себе взглядов зрителя, считала концерт неудавшимся. Это великое счастье любить людей и дарить им всю себя. Ведь танец обнажает душу.
Даже будучи уже на пенсии (а это для танцовщицы достаточно рано) она танцевала и делала сложные акробатические трюки. Не рассчитала — получила сложную травму позвоночника. Находиться в коллективе и не танцевать было невыносимо. Пригласили в краевой департамент культуры на должность заместителя руководителя. Решила попробовать себя в роли чиновника. Здесь же в департаменте получила предложение возродить танцевальный коллектив в Краснодарской филармонии.
Николай Васильевич все время мечтал о своем коллективе, другими словами — мы решили заняться любимым делом. В 2006 году я села в поезд, поехала набирать группу по всей стране. Летом на сцене уже репетировали 55 артистов танцевальной группы
«Кубанской казачьей вольницы». Я горжусь, что за девять лет мы достигли высоких успехов. И звание «жемчужины в искусстве танца» носим по праву. Могли ли мы когда-нибудь думать, что нас будут сравнивать с ансамблем Моисеева? А это очень высокая оценка. Таким образом, Николай Кубарь вдохнул в ансамбль вторую жизнь, да и сам получил второе дыхание. И чем старше становится, тем больше раскрывается его талант. Это как вино. И постановка «Скифы» в этом году — тому доказательство. За девять лет он поставил 49 танцев. И все шедевры! Моя задача, мое предназначение, сделать все, чтобы он как можно дольше творил.
Она считает, что Кубань — не только поющий край, он еще и танцующий. Сейчас есть огромная конкуренция среди народных коллективов, а значит, есть и рост.
Коллектив для Ирины та же семья. Когда собирала группу по России, и отпрашивала семнадцатилетних танцоров у родителей, обещала стать им второй матерью. И обещание сдержала. Тогда она и воспитывала, и обучала, и брала на себя бытовые вопросы. Сейчас для артистов созданы практически идеальные условия для творческого роста.
— Русская хореография — сродни русской классике, — делится Ирина Кубарь, — другой такой нет. Мы — другие, особенные. В русском народном танце отражается наш генофонд: красивые, стройные, необычайно талантливые. А сколько счастья дарят своим выступлением! Я всегда учу, какие бы личные переживания не были, их нельзя нести на сцену. Забыть все и отдаться ритму танца!
В последнее время танцевальная группа стала с ревностью поглядывать на хоровую. В чем дело? Вокалисты стали танцевать. Да еще и как! И в этом немалая заслуга принадлежит Ирине Кубарь. Это ее детище. Мало кто вводит сложные элементы танца в вокальную группу. Но Кубари рискнули и получили прекрасный результат.
Стоит отметить, что Ирина Кубарь получила два высших образования: одна из первых танцовщиц окончила Краснодарский университет культуры и искусства, кафедру хореографии, позже получила экономическое образование. За свой труд и подвижничество в 2 014 году ее наградили медалью за выдающийся вклад в развитие Кубани.
Ее коллега, главный хормейстер ГКАТиП «Кубанская казачья вольница» Заслуженная артистка России Елена Перминова отмечает:— Ирина Юрьевна не только талантливая танцовщица, но и замечательный педагог, хореограф и просто прекрасный человек. Она очень предана своему делу, всем сердцем переживает за него. И оно полностью наполняет ее жизнь смыслом. Постоянно переживает за коллектив. Много сил и времени посвящает новым постановкам. «Казачья вольница» — нераздельное продолжение ее жизни. Ее очень любят в коллективе.
Две юбилейные пятерки Ирины весьма логичны, ведь у нее все на «отлично». Желаем крепкого здоровья, новых достижений и плодотворной деятельности!