Более двух тысяч человек собрались 8 августа на правом берегу Быстрой Сосны, чтобы в третий раз посмотреть оперу «Легенда о граде Ельце». Действие оперы происходило на сцене, построенной на берегу реки, на самой реке и в ее окрестностях. В постановке участвовало около 300 человек: артисты театров Москвы и Липецкой филармонии, сводный симфонический оркестр, Саратовский губернский театр хоровой музыки. В массовых сценах, сценах боя и Крестного хода были задействованы ельчане и липчане: участники клубов исторической реконструкции «Копье» и конно-спортивного клуба «Кристалл». Корреспондент «Русской планеты» поговорила с создателями оперы о том, с какими трудностями они столкнулись во время работы над оперой.
Сюжет оперы разворачивается в трех временных отрезках: в 1395 году, когда Тамерлан двинул свои войска на Русь, в 1941 году, когда была вскрыта могила Тамерлана, и в наши дни. В основу положена легенда о неожиданном спасении Руси от Тамерлана. Железный хромец уничтожил Елец, но на Москву не пошел. Согласно преданию, он был поражен и напуган явлением Божией Матери, защитницы Руси.
Премьера оперы состоялась в 2011 году. В 2012 году постановка была повторена, в 2013 в ряде городов России прошел концертный вариант оперы. За это время «Легенда о граде Ельце» сама «обросла» легендами.
Художественный руководитель и директор Липецкой областной филармонии Наталия Мекаева:– Думаю, в таких грандиозных постановках, как «Легенда о граде Ельце», от нас мало что зависит. Есть какая-то сила, которая всем движет и всех направляет. Например, в Псков привозили оперу Большого театра «Псковитянку». Она первый год прошла с большим успехом. Решили повторить, но не сложилось. Когда возникла идея создания своей оперы, которая привязана к истории Липецкой земли, нас сразу поддержала администрация области, нам выделили финансирование, а это ведь огромные средства. Сложился костяк артистов, которые играют в этой опере, хотя жизнь есть жизнь, и у нас происходят замены. У нас один артист филармонии попал в больницу. Врач обещал сделать все, чтобы он был готов к выступлению, потому что сам уже купил билет на оперу.
Хотя, признаюсь, во время репетиций и постановки у меня первое время были сомнения, состоится ли опера. Во-первых, мы очень зависим от погоды, так как действие происходит на открытом воздухе. И, самое главное, для меня эта постановка — религиозная. Ключевая сцена — это явление Тамерлану Божьей Матери. И хотя мы ставили оперу по благословению, у меня были сомнения: правильно ли мы делаем, получится ли, как задумывали, можно ли эти события представлять в виде шоу, ведь собирается очень много людей. И вот перед премьерой в 2011 году, когда я садилась в машину, чтобы ехать в Елец, стоящая у подъезда бабушка вдруг перекрестила автомобиль. Опера прошла успешно. Я потом наблюдала за соседкой: машины она ничьи специально не крестила. На следующий год накануне постановки прошел сильный дождь, и я думала: зря мы затеяли это все, наверное, опере не суждено быть. И вот опять надо ехать в Елец, я сажусь в машину, и опять эта бабушка, она с кем-то разговаривала, чисто автоматически перекрестила машину. Это меня как-то успокоило.
Так что опера «Легенда о граде Ельце» становится своеобразным брендом Липецкой области, на это событие приезжают люди из разных регионов. Это, действительно, уникальное событие. Где еще в России делают такие грандиозные постановки?
Композитор, пианист, народный артист России Александр Чайковский:– Музыку к опере я написал достаточно быстро, за месяц. Больше времени заняла работа над сценарием. Либретто написал липецкий писатель Николай Карасик. Он выбрал стиль большой классической оперы, как у Римского-Корсакова, а мне хотелось соединить все с сегодняшним днем, сделать оперу современнее. Я вспомнил, что смотрел передачу о раскопках могилы Тамерлана, которые проводились в 1941 году. Мы потом ввели эту сцену в оперу. Моя знакомая либреттистка, режиссер Ротмира Ползунова придумала несколько интересных ходов в опере.
Музыка писалась легко, наверное, не обошлось без вмешательства высших сил. Камнем преткновения для меня стала необходимость показать сцену явления Божьей Матери Тамерлану — не знал, как к этому подступиться. Работа застопорилась. Потом вдруг понял, что музыка должна быть написана в стиле церковного канона. После этого я быстро написал и сцену явления, и финал оперы. Но уже потом во время репетиции пришлось дописывать музыку. У нас же интерактивная опера, кони выбегают на берег реки, а потом по постановке должен идти хор. Но кони такую пыль поднимали, что певцы задыхались. Пришлось растягивать музыку, чтобы пыль успела улечься.
На репетициях иногда доходило до смешного. Сцена битвы — бьются татары с русскими. Татар мало, русских много. Я говорю Исаакяну(режиссер оперы Георгий Исаакян. — Примеч. авт.): «Это не по Станиславскому, нам же зрители не поверят, что такая небольшая горстка татар разгромила такие многочисленные войска русских». А он отвечает, мол, никто не хочет биться за войско Тамерлана. Но потом уговорили часть дружинников перейти на сторону завоевателей.
Была и мистика. В 2011 году, когда состоялась премьера оперы, стояла страшная жара. В день премьеры стали заходить тучи, такие тяжелые, грозовые, сверкали молнии вдалеке. Мы так прикинули: через полчаса-час должен начаться ливень. Думаем, все нам испортит. И мы видим, как туча надвигается, надвигаемся, останавливается на противоположном берегу у Вознесенского собора и уходит. Мы были в шоке. Думали, что придется отменять оперу, но туча ушла, и у нас все получилось.
Писатель, автор либретто к опере «Легенда о граде Ельце» Николай Карасик:– Идея создания оперы принадлежит вице-губернатору Липецкой области Людмиле Кураковой и директору Липецкой филармонии Наталии Мекаевой. Когда вышла моя книга «На страже молний», мне предложили написать драматическое произведение в форме либретто о нашествии Тамерлана на Елец и противостоянии ему князя Елецкого Федора с войском. Я — автор трех исторических повестей, так что работать в ретроспективе для меня не проблема. Но либретто нужно было написать в максимально короткие сроки, за два-два с половиной месяца. Приходилось работать по 10-12 часов в сутки. И если образ Тамерлана сразу сложился у меня, так как много исторической литературы есть про этого военачальника. То о князе Федоре практически ничего нет, информацию пришлось искать по крупинкам, хотя он принимал участие в Куликовской битве с Дмитрием Донским, участвовал в сражениях с Тохтамышем. Так что мне пришлось много фантазировать.
Исполнитель роли князя Федора Елецкого, солист Большого театра Олег Долгов:– Самое трудное в этой опере — играть на таком большом пространстве с большим количеством артистов. Когда была первая постановка, в 2011 году, оркестр от нас был далеко, было плохо его слышно, нужно был смотреть на мониторы, но их слепил свет. Пришлось петь по наитию. А чтобы хорошо спеть на открытом воздухе, нужно иметь очень хорошую аппаратуру. Если я на таких просторах без микрофона исполню арию, то зрители только увидят, как я рот открываю. Поэтому, когда в 2012 году во время генеральной репетиции начался ливень, мы в первую очередь спасали костюмы и микрофоны, о себе и не думали.
Руководитель конной группы, директор конно-спортивного клуба «Кристалл» Екатерина Егорова:– Так уже получилось, что вся конная группа у нас — девушки. Лишь один мужчина. Он играет роль гонца. Больше повезло девушкам, которые будут изображать войско Тамерлана. Они скачут в легкой форме. Нам приходится надевать на себя настоящие доспехи. Реальный вес доспехов — 25 килограмм, но для девушек их сделали десятикилограммовыми. Чтобы они не натирали тело, мы их внутри обложили ватой. Представляете, какая парилка в них!
Я получаю огромное удовольствие от этой работы, хотя были и очень опасные моменты. В 2012 году, когда спускались с Кошкиной горы, показывая движущиеся войска Тамерлана, нам под копыта лошадей должны были бросить дымовые шашки. Мы попросили бросить шашки, когда проскачем, чтобы лошади не пугались. Но шашки запустили практически под хвост, это прибавило сцене огоньку. Лошади просто помчались, нам помогло удержаться в седле мастерство. Зрители, думаю, получили большое удовольствие — сцена вышла эффектной.
Так как это не кино, а живое действие, не обошлось без накладок. По сценарию, гонец должен трижды выходить: сначала сообщает, что подступает войско Тамерлана, потом — что оно у стен города, в третий раз гонец появляется раненный с вестью, что Тамерлан разбил русское войско. Но когда выступали в 2011 году, в первый раз, получилась накладка — гонец замешкался, а дальше по сценарию по берегу должны промчаться лошади. Лошади скачут, а голос-то человеческий идет, так как гонца озвучивает другой артист. И получается, что выходят лошади, говорят человеческим голосом, но на эту накладу никто уже не обратил внимания.
Руководитель ансамбля восточного танца «Жемчужина» Татьяна Дорош:– У моего коллектива маленькая сцена — гарем Тамерлана. Девушки должны красиво пройти и красиво возлежать на коврах. Когда мы первый раз выступали, в 2011 году, не подумали, что будем долго находиться на свежем воздухе. Вечера холодные, комары, а девушки практически раздеты. Их сцена длится 20 минут, так за эти 20 минут их практически съели, девчонки все были искусаны. Это уже потом, во второй раз вместе с косметикой в обязательном порядке брали средства от комаров. Но мальчишки из клуба реконструкторов вокруг моих девушек вились как мухи, и от них средств не было — любови всякие происходили. Но, слава Богу, все уцелели — замуж не вышли, и снова в полном составе будем выступать и в этом году. Правда, одна наша танцовщица, Сабина Ахмедова, так прониклась действием, что поступила в театральный колледж имени Леонида Филатова. Специально приезжает из Москвы, чтобы и в этом году участвовать в постановке оперы.
Несмотря на то, что мы ставим легенду, я не верю в мистику. Наверное, сказывается 26-летний врачебный опыт. Но я верю в то, что когда собирается такое большое количество людей в определенном месте с определенной целью, вырабатывается мощная энергетика. Это уже само по себе фантастично, и в таких случаях все обычно получается.
Наталья Горяйнова
http://lipetsk.rusplt.ru