Фестиваль современной музыки «Наурзыз-21» в Казахстане поднимается на европейские позиции
Дирижёр Фёдор Леднёв обозначил крайние точки музыкальных событий, в первый день выступив с государственным оркестром, а в заключительный — с единственным ансамблем современной музыки в Казахстане «Игеру». Фото со страницы Казахской национальной консерватории им. Курмангазы? в Facebook
Ещё несколько лет назад Дягилевский фестиваль в Перми был уютным, но локальным событием, а Московский фестиваль «Другое пространство» ютился в камерных залах Филармонии. Сегодня их границы так расширились, что на летние события на Урале скупают билеты за несколько часов, а концерт Юровского на «Другом пространстве» в огромном амфитеатре становится «музыкальной переписью Москвы» (
см. «НГ» от 10.11.16). Фестиваль «Наурзыз-21″ в Казахстане делает первые серьезные шаги в освоенииновой музыки, уже осмысленные и уверенные. Любителям современного искусства город Алма-Аты (Алматы) пора отмечать на карте как must go: такой концентрат музыкантов мирового класса и организационный уровень фестиваля может соперничать с самыми успешными русскими и зарубежными проектами.
„Наурыз-21″ проводится в седьмой раз на базе национальной консерватории им. Курмангазы, и уже получил большой кредит доверия у аудитории: единственный фестиваль новой музыки в Центрально-Азиатском регионе и Казахстане каждые два года собирает дружественный очаг вокруг непривычного, живого и актуального искусства. В этом году он обрёл по-настоящему высокий градус значимости. Конкретные цифры — 12 казахстанских и 4 мировых премьеры за четыре дня — выглядят очень солидно, но главная ценность — хедлайнеры фестиваля.
Художественный руководитель Санжар Байтереков пригласил в казахстанский город музыкантов из Франции, Австрии, Италии, Израиля и России, и дело даже не в расширении географических горизонтов: уровень приглашённых гостей достигнул олимпийский вершин. Сами организаторы, кажется, не могли поверить, что главные фигуры современной музыки- композиторы Тристан Мюрай и Клаус Ланг, флейтист Марио Кароли, ансамбль Nikel, скрипач Владислав Песини, дирижёр Фёдор Леднёв — приняли участие в фестивале. Уж что говорить о поражённых слушателях, многие из которых впервые услышали новозвучия европейских авторов.
Структура фестиваля сложилась стройная и насыщенная по интенсивности. С самого утра проходили лекции и мастер-классы гостей фестиваля с учащимися консерватории. Запомнились удивлённые глаза студентов во время игры конским волосом по струнам рояля от Антуана Француаза из Nikel, скрупулёзный разбор шести тактов из пьесы для электрогитары от Ярона Дойча и игра обертонами на органе от Клауса Ланга.
Приглашённые композиторы Ланг и Мюрай встречались со слушателями каждый день, рассказывая о методах своей работы, а на вечерних концертах вместе с ними наблюдали за жизнью своих пьес. Язык их сочинений перепутать сложно, хотя они оба работают с акустическими объектами, смешивая обертоны звуков. Мюрай всемирно известен как отец спектрального анализа — в 70-х годах он с французскими коллегами с помощью компьютера разобрал звук почти до атомарных основ. Он использует гармоники — призвуки одного тона — для создания мелодических линий и оркестровых вертикалей, но собирает их в очень разные композиции. На трёх концертах прозвучали напряженно-набухающая оркестровая пьеса"Reflections I“, „Vampyr!“ для электрогитары, который качает, как соло гитаристов Карлоса Сантана и Эрика Кдэптона. И красочно-мерцающие „13 цветов заходящего солнца“, уже вошедшие в репертуар многих ансамблей новой музыки.
K. Lang — фамилия с инициалом Клауса Ланга — с немецкого переводится как „звук“, и именно звук становится у него объектом искусства. Композитор с детства играет на органе, и, видимо, выбрал его звучание за образец: объемный, вибрирующий гул, исходящий из сотни труб слышится в сочинениях совсем другого состава инструментов. Будь то оркестр или ансамбль, из тишины возникают длительные, едва трепещущие биения волн с постепенным уплотнением акустической массы, и переносят в космическое пространство вне времени. Говорят, в городе сформировался целый фан-клуб любителей его пространственных композиций, что, впрочем, неудивительно.
Пьесы казахстанских композиторов звучали почти каждый день и подавляющее большинство без всяких скидок вписалось в уровень европейских программ: тут и более старшее поколение, как, например, Владимир Стригоцкий-Пак и Ольга Хромова, и совсем начинающее — Рахат-Би Абдысагин. Произведения первого вечера показывают этот диалог очень наглядно. Тройной состав Государственного оркестра исполнил „Толгау“ известного композитора Актоты Раимкуловой, занимающей сейчас пост вице-министра культуры и спорта в Казахстане, и „Гелиос“ Санжара Бейтерекова, выпускника Московской консерватории, собравшего сам фестиваль. Симфоническая поэма Раимкуловой находится в зоне кульминации казахстанской музыки, где ещё прослушиваются национальные отзвуки в окаймлении полнокровных техник композиции ХХ века, а концерт для скрипки Бейтерекова делает шаг в новые горизонты. Первые громогласные аккорды оркестра и взлетающие стрелы пассажей у солиста Владислава Песина сжигают догматы традиционных мотивов, переводя в модус жестких, упругих и бескомпромиссных категорий.
Дирижёр Фёдор Леднёв обозначил крайние точки музыкальных событий, в первый день выступив с государственным оркестром, а в заключительный — с единственным ансамблем современной музыки в Казахстане „Игеру“.
Количество исполнителей на открытии фестиваля впечатлило: создать такой масштаб в новой эстетике без лирических мелодий и тональностей исключительно само по себе, не говоря уже о достижении качества. Опытный маэстро из Санкт-Петербурга неделю колдовал с оркестром, что тот в итоге то пылал ядреной эмоциональной силой и замирал в нужных моментах, то окутывал зал обволакивающими сонорными объятиями.
Молодой ансамбль „Игеру“ за два с половиной года уже полюбился местным зрителям, и в заключительный вечер фестиваля показал себя совсем взрослым коллективом. Не только зрители, но и композиторы горячо благодарили исполнителей и дирижёра после концерта, а русский автор Олег Пайбердин, которому не удалось добраться до фестиваля, оставил свой хвалебный отзыв под видео на Facebook. И действительно, его „Guohua“ можно назвать едва ли не главным открытием вечера: с музыкой казахстанских авторов многие слушатели уже знакомы по другим сочинениям, а к магнетической музыке Мюрая и Ланга уже успели немного привыкнуть.
Пьеса Пайбердина с отсылкой к древней китайской живописи, с её концентрацией, пластичными линиями и энергичными бликами удачно взаимодействовала с французской колористикой „13 цветов заходящего солнца“.
Центральную часть концертов заняли выступления гостей. Команда израильского ансамбля Nikel подобрала контрастную программу: тут и медитативный Ланг, и электрошоковый Мюрай для электрогитары, и немного буйный цикл Энно Поппе „Fleisch“. Пьеса Энн Клир"The square of yellow light that is your window» и вовсе получилась арт-объектом: к примочкам у ударных все уже как-то готовы, но наблюдать за игрой на электрогитаре, лежащей на столе, и за сменой приспособлений для струн рояля под гулкие высказывания саксофона любопытно даже избалованному слушателю. Дребезжащие звоны и струны соединились в органичную фактуру, поэтому публика хотя и удивилась, но благодарила восторженно.
В сфере перформативности с ними явно соперничал итальянский атлант Марио Кароли. Королями звука на фестивале были все, но он на своём сольном концерте разложил флейтовый тон на тысячи осколков, совместил с собственным голосом и почти приблизился к танцу, введя публику в гипнотическое потрясение. Он менял инструменты, обращаясь к густым краскам альтовой версии флейты, переходил по сцене от пульта к пульту, мучая присутствующих вопросом взаимодействия пространства и самих пьес, но никому в голову не пришёл вопрос об оскорблении эстетических чувств или (не) художественности музыки. Щелчки клапанов, удары языком, присвисты, мультифоны — весь существующий спектр классики новых приемов игра на флейте приняли очень горячо, как и самих современных композиторов- Брайана Фёрнихоу из «новой сложности», потрясающего соратника Кароли — Сальваторе Шаррино, с его поэтичными вдохами-выдохами, экзотику из Ирана, Японии, Румынии (Дойна Ротару написала пьесу специально для Марио), и, конечно, мастера из Казахстана — Бейбита Дальденбая с его мировой премьерой.
Выбор сочинений и исполнителей определяет суть любого фестиваля, но когда речь идёт о современных сочинениях — зона риска повышается до нервно-мигающей красной лампочки. Шорохи, скрежеты, звоны в партитуре могут вдохновить и поразить, но также напугать и довести до раздражения, поэтому сделаешь шаг не в ту сторону — и с первых звуков рискуешь навсегда отбить интерес к новой музыке вообще.
После концертов «Наурыз-21» восхищённые и озадаченные зрители, никогда прежде не сталкивающихся с подобными звучаниями, обсуждали свои впечатления и начали переосмысление музыки как категории — что это, как работает, почему именно так. Сработало позитивное движение навстречу друг другу организаторов и публики фестиваля: первые скрупулезно подобрали программу, со всеми компромиссами и рисками, вторые открыто пошли на контакт с неизвестным.
Примерно так должно быть реагировали в России, когда в 90-е годы нам нанесли визиты Штокхаузен и Лахенман, открывая дверь в незнакомый звуковой мир, еще недавно закрытый политическими засовами. Сегодня в эпоху глобализации и интернет-паутины, познакомиться с сочинениями первых имён новой музыки может каждый зашедший на Уoutube, но их записи не лежат на поверхности и не входят в рекламные предложения. Личные встречи с создателями музыки и живое исполнение в десятки раз увеличивает силу воздействия и формируют нужную позицию в принятии даже самых странных и необычных явлений.
Алматы — Москва
Источник:
www.ng.ru