О новом оркестровом сочинении молодого ульяновского композитора Антона НИКОНОВА
Имя
Антона НИКОНОВА, молодого перспективного музыканта, пианиста и композитора, уже хорошо известно у себя на родине в г. Ульяновске. Все наиболее значимые сочинения, которые написаны автором, в той или иной степени успеха, уже исполнены силами ульяновских музыкантов. Среди постоянных исполнителей музыки композитора, является Ульяновский Государственный Оркестр Русских Народных Инструментов, под художественным руководством Заслуженного Артиста России, дирижера Евгения ФЕДОРОВА. Этот коллектив представляет слушателям премьерные исполнения сочинений композитора, с предельно четким авторским замыслом и качественной интерпретацией. С большим успехом были исполнены фортепианные фантазия и рапсодия для фортепиано с оркестром, с автором в качестве солиста. О каждом исполнении были написаны музыковедческие критические статьи, свидетельствующие о хорошем композиторском письме автора.
И вот уже готовится к исполнению новое, серьезное, крупное сочинение композитора. Я поговорил с Антоном о первых репетициях, на которых побывал композитор, вот что говорит автор:
-
Антон, скажите пару слов о вашем новом сочинении. Мое новое сочинение, это Концерт для малой домры с оркестром си минор, над которым я работал на протяжении двух лет, а так же отдельные эпизоды редактируются, и по сей день. Сочинение посвящено солистке Ульяновской филармонии, замечательному музыканту Марии САХНОВОЙ, которая явилась и первым исполнителем.
- О чем это сочинение? Почему именно концерт? Жанр концерта для меня – излюбленный! Я считаю, что нигде иначе как в концерте, солист может проявить свою индивидуальность, артистизм с одной стороны, а с другой показать борьбу, соперничество с оркестром. Произведение состоит из 3х частей выстроенных по принципу: Быстро – Умеренно – Медленно, что не очень часто встречается в классической концертной форме. Но для меня это образ определенной жизненной судьбы, где в первой, быстрой части, показан напористый, напряженный, мятежный характер в главной партии, лирический образ в разработке, и полной разгневанности образ в каденции солиста, где для более явного характера отчаяния я использовал современную технику нотного письма. В умеренной части (
Скерцино - прим. автора) образ непринуждённого танцевального эпизода, разработанного на теме побочной партии экспозиции первой части, только уже в параллельном ре мажоре. Медленный финал, это тема с вариациями. За основу темы мной взята Русская Народная Песня «На улице дождик». На протяжении 10 вариаций, «судьба» то спокойно-смеренная, то буйная, то снова умеренная, но все же финал трагический. Десятая вариация это монотонный, остинатный траурный марш, безвозвратно гаснущий, и завершающий весь цикл, шестью квинтами, интервалом пустоты.
- Почему именно шесть квинт в финале? Это определенный магический символ? Число шесть это – темно синий цвет по порядку цветов в радуге. Так же тональность си минор у многих музыкантов имеющих «цветной музыкальный слух» ассоциируется с темно синим цветом. Для меня вообще в природе, звук си является любимым, как и сама тональность си минор. Поэтому и основа тонального плана концерта отсюда.
- Я знаю, что это сочинение уже было исполнено в камерном варианте, и даже отмечено на престижном международном конкурсе. Расскажите об этом. Да действительно Мы с Марией сделали запись и решили поучаствовать в международном конкурсе «Musical Art» организованном при поддержке Музыкального музея им. М.И.Глинки, фонда им. И.Архиповой и радио Орфей.
Где стали лауреатами 2 премии в номинации «Композиция». Конкурс проходил в Москве, в составе жюри были как Российские музыканты, так и зарубежные, такие как известный композитор, Полина НАЗАЙКИНСКАЯ (Америка). Председателем жюри, был Народный артист России, Лауреат Сталинских премий, композитор Алексей МУРАВЛЕВ. Я доволен, что поучаствовал в этом конкурсе, так как произведения победителей были вставлены в ротацию радио Орфей, и их мог услышать любой желающий.
- Что вы можете сказать об оркестровом варианте концерта, как репетиции? Оркестровку концерта выполнил Евгений Александрович Федоров, которому я очень благодарен, ведь он один из не многих музыкантов Ульяновска, который охотно пропагандирует и исполняет мою музыку и всегда с неизменным успехом! На репетициях я пытаюсь отстаивать свой авторский замысел, хотя он не всегда бывает оправданным, ведь дирижёр, как ни кто другой, знает свой оркестр, и его возможности, и делает все возможное для удобного исполнения музыкантов. Композитор может порой «перегнуть» мелодический материал, который не исполним на определенных инструментах, здесь как раз и рождается спор, но всегда находятся компромиссные решения, которые устраивают обе стороны.
- Что нового в ваших творческих планах? Вы знаете это очень сложный вопрос для меня, я ни когда не планирую определенного сочинения, но если одолевает, какая ни будь музыкальная мысль, неизбежно записываю ее в свой нотный блокнот. Я могу писать романс на протяжении нескольких месяцев, а могу написать концерт за 4 дня. Всегда все спонтанно. Кстати говоря, мое крайнее сочинение «Октавный концерт» для фортепиано с оркестром как раз и написано за 4 июньских дня сего года. Причем и партитура для большого симфонического оркестра и клавир создавались одновременно. Я просто писал ноты как слова, сам от себя такого не ожидал.
- А симфонические произведения исполняются у вас в Ульяновске? К сожалению нет. Но я не отчаиваюсь, поскольку знаю, что у моих друзей композиторов, из провинции, такая же проблема. Думаю всему свое время.
-Когда ожидается исполнение домрового концерта? 19 сентября 2014 года в Ульяновской областной филармонии на открытии концертного юбилейного для Оркестра русских народных инструментов сезона. Исполнители: Солистка – Лауреат Международных конкурсов – Мария САХНОВА - домра, УГОРНИ художественный руководитель и главный дирижер оркестра – Заслуженный артист России – Евгений ФЕДОРОВ.
Будет иметь успех это сочинение у публики или нет сказать сложно, даже не возможно, посмотрим позже.
-Успехов Вам. Спасибо взаимно.
автор Игнатий ШВАРЦБУРГг. Санкт-Петербург
Концерт состоится: 19 сентябряКонцертный зал Ульяновской филармонии
18.00Ой, кто ж там проехал на коне…Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов
Художественный руководитель и главный дирижёр,
заслуженный артист России
Евгений Фёдоров200–400 руб.