Везде, где хоть как-то упоминается Государственный академический камерный оркестр России, говорится о том, что это – один из лучших оркестров страны. Гости фестиваля Pizzicato смогли сами убедиться в том, что ни одно издание, ни один телеканал, ни один информационный ресурс в этом их не обманул.
Концерт коллектива, который состоялся 22 апреля в Бурятской филармонии, отличался необыкновенной лёгкостью, утончённостью и изысканностью. Довольно классическая программа, составленная из музыки композиторов эпохи Барокко Вивальди, Боккерини, Баха и Циполли, а также произведения «Два танго» Астора Пьяцолллы, в исполнении оркестра обрела новое тонкое звучание и удивила даже самых искушённых слушателей города.
За несколько минут до начала выступления нам удалось побеседовать с художественным руководителем оркестра, прославленным гобоистом Алексеем Уткиным. О молодости, о работе и, конечно, о музыке.
Государственный камерный оркестр состоит практически полностью из молодых исполнителей… Да, и это не случайно. Нынешний состав – это возрожденный оркестр. Те музыканты, которые сейчас работают, появились практически одновременно. Вместе они сыгрывались и вместе музицируют по сей день. Почему молодые? Потому что им легче между собой общаться, и мне с ними вполне комфортно.
До работы в Государственном оркестре Вы в течение десяти лет руководили ансамблем «Эрмитаж». Продолжаются ли сейчас Ваши отношения ним?Здесь всё очень тонко. Название ансамбля «Эрмитаж», который я в своё время создал и которым руководил, осталось. А музыканты оркестра перешли сюда и составили костяк Государственного камерного оркестра. «Эрмитаж» сейчас существует, кое-кто из оркестра играет там с удовольствием параллельно. Можно назвать его сессионным ансамблем, который собирается ради каких-то определённых проектов. Руководит им мой друг Александр Гиндин.
Кем Вы себя сейчас больше чувствуете: художественным руководителем, дирижёром, солистом?Я думаю, что сейчас я как художественный руководитель в большей степени. Как дирижёр, да, но для меня это всё в новинку. До того, как я стал руководить оркестром, я не дирижировал никогда и не пытался этого делать. И сегодня, кстати, часть концерта будет проходить без моего участия как дирижера. Коллектив будет играть сам, потому что так сама музыка предписывает. И здесь совершенно необязателен момент иллюстрации её. Это являет собой принцип моего отношения к оркестру, потому что он в дирижёре нуждается не всегда. Я стараюсь себя в этом смысле не навязывать.
Сегодня слушателей ждёт программа, составленная из классических произведений. Известно, что Вы с оркестром иногда экспериментируете. К примеру, исполняете музыку фьюжн-гитариста Джона Макклафлина. Как часто такое с Вами случается?Да, такие смешения будут всегда интересны, но случается с нами очень редко. При этом, мы не просто уподобляемся какой-то популярной музыке, а играем ту же серьёзную музыку, только немного другого направления. Таково наше своеобразное отношение к жизни. Но не стоит забывать, что, в первую очередь, мы АКАДЕМИЧЕСКИЙ камерный оркестр. Хотя что-то менее академичное изредка мы можем позволить себе в программе.
На Ваш взгляд, для кого изначально писалась музыка, которую сейчас принято называть элитной и музыкой «не для всех»?Есть музыка элитарная, есть музыка популярная, развлекательная. Она писалась для всех, безусловно. Но, увы, не всякая написанная музыка была воспринята всеми.
Нужно ли уметь понимать музыку? Или для её восприятия не нужно никакого багажа?Думаю, первоначально музыка должна понравиться. Если она понравится, то вникая и слушая разнообразную музыку как можно больше и чаще, ты начинаешь более или менее разбираться в ней. Мне трудно говорить о непрофессиональном восприятии, потому что я сам нахожусь по другую сторону. Но судя по отзывам тех «непрофессионалов», что приходят на наши концерты, умение чувствовать и понимать приходит с таким определённым музыкальным опытом.