Концерт, посвященный памяти композитора Валерия Гаврилина, прошел в Вологде

Добавлено 30 января 2017 muzkarta

Вологодская филармония

29 января в Русском Доме состоялся концерт оркестра духовых инструментов города Вологды «Классик-модерн бэнд», посвященный памяти Валерия Гаврилина.

С приветственным словом к слушателям обратилась искусствовед, заслуженный работник культуры, Наталья Сергеевна Серова: «28 января 1999 года ушел из жизни замечательный русский композитор Валерий Александрович Гаврилин. С той поры, как он и предполагал, он постоянно участвует в нашей жизни своим творчеством, своими сочинениями. О Гаврилине очень много написано, вышли целые книги. Один из музыкальных критиков Дмитрий Вернадский назвал Гаврилина „одним из самых непонятых гениев русской музыки двадцатого века“, а также „страстотерпцем с рваной раной где-то в области сердца“. Мне кажется это определение очень точным. Валерий Александрович был удивительно разносторонним художником: и композитором, и фольклористом, и теоретиком, и писателем, и, что очень важно, он был патриотом России. За свою жизнь он успел сделать очень многое. Так, недавно исполнилось 50 лет первому его сочинению — „Русской тетради“. В каждом сочинении Гаврилин не был поверхностным, а задевал глубинные истоки мировой жизни и культуры. Вокальный цикл „Немецкая тетрадь“, написанный Валерием Александровичем под влиянием творчества Гейне, также представляют собой удивительно красивую и содержательную музыку. Песни, среди которых „Мама“, „Два брата“, „Жила-была мечта“, которые исполняются регулярно. А балет „Анюта“ стал настоящим международным хитом. Все это венчается великолепной симфонией-действом „Перезвоны“, которые запечатлели трагедию двадцатого века. Коллега Валерия Гаврилина, композитор Владимир Дашкевич, рассуждая о судьбе серьезной классической музыки, написал так: „Модель мышления (человека) адекватна музыкальной форме. То есть, если общество хочет получить крупного мыслителя, который бы решал проблемы этого мира, оно должно дать ему возможность слышать большую музыку. Если же нужен человек „чего изволите“, дайте ему попсу“. Современному человеку очень сложно ориентироваться в том, что пишется и что печатается. Музыка Гаврилина — это та музыка, которая возвращает нам чувство подлинности. Это как родниковая вода, которую пьешь и понимаешь её живительную силу. Творчество настоящего художника не очень отличается от судьбы его народа, для которого он пишет. И когда Гаврилину выделили премию как выдающемуся деятелю отечественной культуры, он был единственным, кто отказался её принять, он не мог позволить себе жить лучше, чем народ. Человеческий дар Валерия Александровича был равен его масштабу великого художника. И это очень редкое свойство. В одном из интервью Валерий Гаврилин сказал следующее: „Милые мои земляки! Хотел бы сказать, что если мы хотим жить счастливо, то наперекор всему: своему настроению, своей бедности, своим тревогам старайтесь делать добрые дела. Пусть маленькие, но приучайте себя не грубить соседу, отдавать, если есть что, помогать по мелочам. И вы увидите, как сразу Вам будет светлее в жизни“. Мне кажется, что сегодня это дружеское земляческое напутствие Валерия Александровича актуально звучит для всех нас».

Оркестр исполнил для слушателей музыку Валерия Гаврилина: «Большой вальс» и «Тарантеллу» из балета «Анюта», а также «Батюшковский вальс», «Мушкетеры» и «Тореадоры» — сочинения, которые кроме оркестра «Классик-модерн бэнд» никто из духовых оркестров не исполняет. Программа концерта отличалась насыщенностью: прозвучали произведения как русских (Г. Свиридова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Бородина), так и зарубежных (Т. Альбинони, Дж. Каччини, В. Беллини, Д. Верди, Ш. Гуно) композиторов. В концерте в качестве солистов приняли участие лауреат международных конкурсов Ирина Муратбекова (сопрано) и лауреат Всероссийского конкурса Виктор Кузнецов (баритон), которые дополнили музыкальную часть концерта исполнением вокальных произведений.

В заключение концерта под бурные овации зала оркестр исполнил на бис знаменитую «Тарантеллу» из балета «Анюта» Гаврилина.

С художественным руководителем и дирижером Концертного оркестра духовых инструментов города Вологды «Классик-модерн бэнд», заслуженным артистом России Виктором Леонидовичем Кочневым побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.

Виктор Леонидович, для провинциального города, в котором нет консерватории, такой коллектив как Ваш — большая редкость. Как Вам удается поддерживать оркестр в такой высокой исполнительской форме?

В нашем городе культура игры на духовых инструментах имеет давнюю историю и нам удалось сохранить всё лучшее, что оставили наши предшественники. Но проблемы все же есть. Так, если нужно провести конкурс на замещение вакантной должности, то я не могу это сделать, т. к. на него никто не придет. В оркестре собраны лучшие музыканты, которые есть в Вологде. Буду откровенен, состав неоднороден: есть люди различной квалификации. Для того чтобы оркестр производил впечатление цельного коллектива приходится достаточно много репетировать.

Как часто проходят репетиции?

У нас проходят трехчасовые репетиции три раза в неделю. Также музыканты занимаются индивидуально по определенному графику.

Насколько стабилен состав коллектива?

Состав коллектива достаточно стабилен, в нем работает около сорока человек. Но оркестр неоднороден по возрасту: в нём играют музыканты от 18-летних студентов до исполнителей с 50-летним стажем. Обновление состава молодыми кадрами, безусловно, положительный момент, т. к. культура духовых инструментов умирает и, особенно, в провинции. Важно возрождать это направление, ведь под звуки духового оркестра в нашем государстве со времен Петра Первого происходили самые значимые события.

Как Вы можете оценить оснащенность оркестра музыкальными инструментами, их качество?

Инструменты представлены во всём многообразии, что позволяет нам играть любую музыку. Благодаря поддержке Администрации города Вологды нам удалось не просто приобрести приличные инструменты, а создать парк инструментов мирового класса. В оркестре есть инструменты экстра-класса, которые встречаются в стране в единичных случаях, к примеру, у нас есть два уникальных немецких баритона. У нас замечательные саксофоны, кларнеты и трубы французских фирм.

Возникают ли какие-либо сложности при формировании репертуара?

Формировать программы концертов духовых инструментов очень сложно: если музыкальный материал симфонической музыки абсолютно доступен, то с нотным материалом духовых оркестров ситуация обстоит по-другому — многих нот невозможно найти, либо они существуют в аранжировках, которые можно приобретать или заказывать за дополнительные средства. Музыкальные издательства не выпускают ноты для духовых инструментов с 1990 года. И только благодаря обмену нотами с коллегами из других городов мне удается пополнять репертуар.

Что для Вас музыка вообще? И как Вы относитесь к музыке Гаврилина?

Музыкой нужно называть то, что музыкой является. Настоящая музыка — это живая и серьезная, та, которая делает человека лучше. Если музыка несет элемент гуманизма, она будет его лечить. Остальная же — может развлечь, увлечь, отвлечь, но при этом действует разрушающе. Что касается творчества Валерия Гаврилина, то моё отношение к его музыке самое почтительное. Гаврилин, на мой взгляд, — последний крупный русский композитор. Музыкальный язык Валерия Александровича настолько понятен, что часто неподготовленные люди не воспринимают его сочинения, им кажется это слишком просто. На самом деле — это такая великая простота, которую и воспроизвести и воспринять — само по себе достижение, как для исполнителя, так и для слушателя.

Евгения ЛАПЦОВА

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору