В Бетховенском зале Большого театра состоялся концерт, посвящённый столетию со дня рождения выдающегося педагога Ивана Пушечникова Автор: Владимир Зисман

Фото: bassoon.ru
Само событие было обозначено в афише Большого театра как Концерт духового квинтета Большого театра. Но суть его была гораздо шире, чем просто концерт, пусть даже и таких мастеров как солисты оркестра главного театра страны.
В Бетховенском зале вдруг каким-то образом выстроилась сама история XX—XXI вв.ека в сегменте, посвящённом традиции гобойного исполнительства и её продолжения в наши дни.
Ведь Иван Фёдорович Пушечников, выдающийся педагог, исполнитель, профессор, академик, сам работал в Большом театре с 1939 по 1959 год. Его учитель Н. Н. Солодуев был солистом Большого театра до 1947 года, ученик И. Ф. Пушечникова, открывший этот концерт рассказом о своём учителе, Л. В. Кондаков, профессор Академии им. Гнесиных, тоже в прошлом солист оркестра Большого театра. Нынешние солисты оркестра, те самые выдающиеся музыканты, которые участвовали в этом концерте, тоже в большинстве своём являются учениками И.Пушечникова.

Сергей Лысенко (гобой). Фото: chambermusic.ru
И Л. Кондаков в своём вступительном слове совершенно справедливо поставил И. Пушечникова в один ряд с такими педагогами как П. Столярский и Ю.Янкелевич.
Сам концерт показал новые ракурсы, казалось бы, хорошо известных вещей.
Во-первых, это касалось репертуара. Дело в том, что духовое сольное и камерное исполнительство в наших краях — вещь традиционно не столь распространённая, как, скажем, ансамблевая деятельность струнных квартетов или сольных концертов скрипачей, виолончелистов и пианистов. «Цивилизация» духовиков гораздо более ограниченная по аудитории. Более того, до недавнего времени она была более ограниченной и по репертуару. В силу этого значительная часть произведений, исполненных в этот вечер, знакома в первую очередь как часть педагогического репертуара, на котором учились все гобоисты — и те, кто находился в Бетховенском зале в качестве слушателей, а там были и такие мэтры, как А. Любимов, тоже ученик И. Пушечникова и в течение многих лет легендарный солист Госоркестра под управлением Е. Светланова, и те, кто находился в этот вечер на сцене.

Андрей Рудометкин (фагот). Фото: classicalmusicnews.ru
В исполнении солистов Большого театра эти произведения приобрели самостоятельную художественную ценность, прозвучав совершенно непривычно, особенно для уха, привыкшего к более или менее корявому их исполнению в рамках учебного процесса.
Так, Софья Беляева в сопровождении коллег (И.Цинман — скрипка, Д. Усов — альт, А. Безносиков — виолончель) исполнила виртуозный квартет В.-А.Моцарта фа-мажор, как бы развлекаясь среди всех сложностей, которые обычно с трудом преодолевают учащиеся, исполняя самые технически сложные места демонстративно легко, уходя в верхний предельный диапазон на пианиссимо, превращая проблему в шутку.

Софья Беляева. Фото: doublereed.ru
Чуть позже она исполнила Adagio из очень популярного Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло — И. С. Баха в свободной барочно-импровизационной манере, отталкиваясь лишь от авторской канвы и заполняя все потенциальные паузы кружевной вязью мелизмов, трелей и опеваний опорных нот.
Трио Л. ван Бетховена для двух гобоев и английского рожка — уникальное произведение для такого состава, а потому широко известное в узких кругах — Ор.87, мастерски исполнили Александр Крылов (гобой), Антон Шебеко (гобой) и Владислав Комиссарчук (английский рожок). Ансамблевая игра продемонстрировала фантастическую сыгранность музыкантов, это было заметно и в манере звукоизвлечения и в «едином дыхании» всей группы.
В.Комиссарчук очень интересно и при этом абсолютно по-моцартовски исполнил Адажио В.-А. Моцарта для английского рожка и струнных (при том, что Моцарт, безусловно, не имея в виду никакого английского рожка в инструментальном произведении, написанном без особой привязки к какому либо конкретному инструменту).

Алексей Раев (валторна). Фото:
www.clas…s.ruИ здесь я хотел бы, после некоторых общепедагогических ассоциаций, обратить внимание ещё на одну сторону этого праздника исполнительства.
Мы знаем всех этих замечательных музыкантов в первую очередь по их работе в оркестровой яме, по их филигранной работе в контексте сложнейших партитур. А ведь это совершенно иной род деятельности, чем сольное или камерное исполнительство. Сольное исполнительство предполагает иные, бóльшие пространства для проявления того высочайшего мастерства, которым мы восхищаемся в рамках оркестровой игры.

Николай Попов. Фото: xn-----7kcbgld8ar8aphgi7e0de.xn--p1ai
И эти игры с формой, пространством и музыкальной свободой блистательно продемонстрировал концертмейстер группы гобоев заслуженный артист России Сергей Лысенко. Здесь была и феерическая виртуозность в «Каприччио» А. Понкьелли для гобоя и фортепиано (Н.Киселева), и как бы нарочитая, гипертрофированная филировка звука почти на пределе технических возможностей инструмента в «Вечерней песне» Р. Шумана, и переливающийся множеством тембров прекрасный «мерцающий» звук в Арии Ациса из оперы «Полифем» Н. Порпоры и арии Морганы из «Альцины» Г. Ф. Генделя.

Сергей Петров (кларнет). Фото: artbene.ru
Во втором отделении концерта собственно духовым квинтетом Большого театра в составе Н. Попова (флейта), С. Лысенко (гобой), С. Петрова (кларнет), А. Рудометкина (фагот) и А. Раев, а (валторна) были исполнены квинтеты для духовых инструментов двух очень разных композиторов из разных эпох. Один из них — Джузеппе Камбини, творчество которого принадлежит концу XVIII века, другой — Август Клугхардт, немецкий композитор эпохи Брамса.
Очень приятно было видеть, как самые разные музыканты оркестра поддержали своим участием этот вечер гобоистов, посвящённый их великому педагогу -в концерте также принял участие ансамбль струнных инструментов (концертмейстер заслуженная артистка России Инна Ли), придавший событию иной, ещё более солидный масштаб.
Источник:
www.rewizor.ru