Настоящим сказочным подарком белгородским любителям музыки стал концерт «В острых ритмах» Белгородской государственной филармонии, состоявшийся в Крещенский сочельник 18 января.В концертной программе приняли участие ведущие коллективы филармонии: оркестр русских народных инструментов, главный дирижёр — заслуженный работник культуры Р Ф Евгений Алешников, камерный хор, главный дирижёр — Елена Алексеева, ансамбль танца, главный балетмейстер — Александр Манжола, а также солисты: лауреаты международных конкурсов Вера Токаева (малая домра), Юрий Фукалов (балалайка прима), Андрей Иванов (баян), Ирина Литвинова (фортепиано), Александр Тимотич (контратенор). Ведущая концерта — Ирина Точитская.
Концерт восхитил слушателей целым рядом премьер, удивительным мастерством солистов-исполнителей, среди которых главным стержнем программы стало выступление заслуженного артиста России, виртуозного исполнителя на балалайке-контрабасе из Санкт-Петербурга Михаила Дзюдзе.
Присутствие этого известного на весь мир музыканта задало концерту тональность небывалого творческого эксперимента, ведь Михаил Дзюдзе является одним из основателей «Терем-квартета» — петербуржского коллектива исполнителей на народных инструментах, которые вот уже 30 лет успешно развивают музыкальное направление классик кроссовер (смешение различных стилей) на концертной эстраде.
Программа была составлена из произведений, в каждом из которых присутствовал дух новаторства, эксперимента, безграничной фантазии, а также огромный заряд веры в неисчерпаемые возможности исполнительства на народных инструментах.
Безусловно, сама личность главного гостя концертной программы и идея, которую он транслирует своим творчеством — вывести контрабас-балалайку на концертную эстраду в качестве сольного инструмента — ломает все стереотипы об этом далеко не сольном в привычном восприятии инструменте.
Но в руках мастера, искренне верящего в свой инструмент и его возможности, раскрывающего слушателям эту веру исполнением каждого звука, каждого жеста, инструмент будто бы сам преображается и раскрывает слушателям свои непознанные глубины. Этой верой как по цепной реакции проникаются и композиторы, которые с воодушевлением берутся за создание соответствующего сольного репертуара. К концу концерта все слушатели в зале были убеждены, что контрабас-балалайка — такой же прекрасный и перспективный инструмент, как и все, которые мы привыкли считать солирующими.
Таким образом, слушатели стали свидетелями творящейся на наших глазах истории исполнительства: ведь по мере формирования симфонического оркестра в XVIII веке каждый из инструментов постепенно «завоевывал» свою сольную и образную репутацию. Так, например, классический контрабас поначалу не имел своей отдельной партии в группе струнных, а дублировал партию виолончелей. А на сегодняшний день контрабас заслужил самое полноценное внимание композиторов.
В концерте «В острых ритмах» прозвучали произведения как специально созданные для оркестра народных инструментов, так и аранжированные авторами или участниками оркестра специально для данного концерта и солистов.
Открылся концерт произведением московского композитора Дмитрия Калинина, которого связывают с ОРНИ БГФ давние творческие узы, «Веретено времени», специально инструментованным автором для белгородского оркестра. В смешении фольклорного и рок стилей в оркестровом звучании был воссоздан образ времени — постоянно пульсирующей в повторяющемся ритмическом рисунке одновременно с изменяющейся фактурой и тембрами инструментов, звуковой ткани.
В полном соответствии с названием пьесы время предстало перед слушателями как некая спираль, находящаяся в безостановочном вращении. Эффекту выхода за грани земного бытия, некой «космичности» главного образа, способствовало световое сопровождение музыки. Характер этого произведения как будто утверждал идею: время ни на миг не останавливается, и вослед его течению меняется все вокруг. И меняются наши представления о музыке и инструментах — добавим мы.
Знакомство публики с Михаилом Дзюдзе началось с популярного репертуара — пьесы Э. Грига «В пещере горного короля», которое в оригинале как раз начинается со звучания виолончелей и контрабасов в низком регистре. В прозвучавшей аранжировке Михаил Дзюдзе предстал перед слушателями с электронным вариантом балалайки-контрабаса, моментально создав представление о низком, фантастическом звучании своего инструмента. Оркестр народных инструментов в этой пьесе раскрыл возможности симфонического звучания. Образ пляски нечистой силы, заложенный автором, был усилен ритмом болеро в финале произведения.
Знакомство с возможностями балалайки-контрабаса продолжилось исполнением оригинального произведения санкт-петербуржского композитора Евгения Петрова «Фильм-концерт», в котором в качестве сольных инструментов выступили фортепиано (Ирина Литвинова) и классический вариант балалайки-контрабаса. Исполнение стало премьерой редакции для данного состава. Свое исполнение Михаил Дзюдзе посвятил сыну (ему в этот день исполнилось 18 лет), профессиональный выбор которого связан именно с кинематографом.
Форма произведения, его драматургия естественно наводили на мысль о развитии захватывающего киносюжета в жанре триллера, чему немало сопутствовали ритмичные ходы контрабаса. Как и в любом фильме, в произведении нашлось место и лирическому эпизоду, в котором балалайка-контрабас предстала в качестве таинственного и загадочного тембра. Сочетание солирующего рояля и балалайки-контрабаса вносило в произведение неповторимый драйв, как это бывает между мужчиной и женщиной, так как каждый из этих инструментов нес ярко выраженное начало: мужское (балалайка-контрабас) и рояль (женственное).
Это в полной мере нашло свое отражение в каденциях солистов. В заключительном разделе солирующие инструменты слились в общем мелодическом рисунке — лирическая линия киносюжета завершилась счастливо, а вот концовка всего «Концерта» была подобна разбившемуся стеклу — кинофинал явно нельзя назвать счастливым.
Следующим номером программы, знакомящим белгородцев с современной композиторской школой Санкт-Петербурга, стала фантазия «Утес» Евгения Петрова на популярную русскую песню. Ее исполнили оркестр, камерный хор БГФ и Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас).
Выбор этого необычайно живописного произведения также был неслучаен: одним из жизненно важных увлечений Михаила Дзюдзе является живопись, в его активе — персональная художественная выставка. Здесь балалайка-контрабас раскрыла свои возможности ансамбля с хоровым коллективом как певучего мелодического голоса, сливающегося по звучанию с басовой группой смешанного хора.
Потрясающим открытием и фурором для белгородской публики стало исполнение 2-х песен из вокального цикла еще одного петербуржского композитора Антона Танонова «Легенда о двойнике» на стихотворения московского поэта Григория Аросева, замысленного как парафраз на вокальные циклы Шуберта.
В этом цикле по замыслу композитора шубертовские песни должны чередоваться с авторскими. Солистом выступил солист БГФ и оперы Белграда (Сербия), обладатель оригинального голоса — контратенор — Александр Тимотич. Песня «Портрет» — произведение уникальных сочетаний: хорового пения, волшебного фантастического фона оркестра и просто космического тембра солиста.
«Дождь слез» прозвучал в духе старинной ирландской баллады — в унисонном звучании хоровых партий, острых синкопированных ритмов. Приём произведения публикой подтвердил, что новые музыкальные горизонты весьма по вкусу белгородцам. В ответ на несмолкающие аплодисменты главный дирижер оркестра Евгений Алексеевич Алешников уверил публику в намерении подготовить все песни цикла к будущему сезону.
В завершение первого отделения концерта прозвучала еще одна премьера — удивительное произведение «Колядки-загадки» Антонины Ростовской, тоже автора из Санкт-Петербурга. Исполнителями выступили камерный хор, чтецы и ОРНИ. Исполнение произведения напомнило всем в зале что Святки — удивительное время, в которое происходят всевозможные чудеса.
Это совершенно неповторимое по замыслу, близкое подлинному народному творчеству произведение погрузило слушателей в атмосферу семейного тепла, добра, уюта. Музыкальная ткань сопровождения была соткана из мелодий, близких к народным, а в тексте сочетались прибаутки, заклички. Звуковая картина буквально «рисовала» сценку перехода исполнителей колядок от хаты к хате в те вечера, когда все двери, все сердца распахнуты навстречу новой радости, новому свету.
Также доверительно артистам распахнулись и сердца белгородской публики, которая с детской доверчивостью отвечала на загадки, заданные со сцены.
Во втором отделении к высококлассному исполнению ОРНИ и солистов добавились танцевальные постановки Ансамбля танца БГФ под руководством Александра Манжолы. Оригинальная хореография, несомненно, украсила уже знакомые белгородскому слушателю «Ирландские эскизы на русскую тему» М. Кузнецова. И рисунок танца, и звучание оркестра, в котором баяны подражали звучанию волынок, а ритм-группа — народным ударным инструментам северной Европы, создали колоритную этно-картину.
Также ярко украсила хореография дуэта Кристины и Александра Винаковых исполнение «Либертанго» Астора Пьяццолы в инструментовке Евгения Алешникова. Звучание народного оркестра в этой аранжировке перекликалось со звучанием состава ансамбля-квинтета самого Пьяццолы.
Последующие номера, в которых солистами выступили ведущие исполнители-солисты ОРНИ, помогли осуществить путешествие в разные культуры и музыкальные стили. Так, пьеса «Переполох в Триане» А. Белошицкого с соло-домрой Веры Токаевой перенесла слушателей в культуру Испании, ее темпераментных гитарных наигрышей. Солирующая домра выступила именно в гитарном амплуа, а все струнные инструменты оркестра как гитарный ансамбль.
Целая гирлянда латиноамериканских зажигательных острых ритмов буквально пронизала исполнение «Румбы» Бориса Мирончука. Солистом выступил баянист Андрей Иванов. Оркестр русских народных инструментов в этой пьесе звучал как настоящий джаз-бэнд.
Совершенно в неожиданном ракурсе на этом концерте раскрылись возможности звучания балалайки. Еще одно произведение Евгения Петрова «Астортанго» открыло новое амплуа балалайки как сольного инструмента для танго. Инструмент в руках солиста оркестра Юрия Фукалова звучал и щемящее трогательно, по-пьяццоловски, совершенно непривычно для традиционных представлений о нем. Такие типично «национальные» приемы игры на балалайке как бряцание, оказалось, вполне соответствуют томной экстравагантной природе танго. Композитор мастерски использовал для танго способность балалайки «звучать из тишины».
К старым добрым советским временам вернуло слушателей обаятельное исполнение оркестром обработки песни «Ты — одессит, Мишка» А. Бызова. В этом произведении, как и в прозвучавшей за ним песне А. Зацепина на слова Л. Дербенева «Звенит январская вьюга», оркестр звучал в эстрадной манере. Солисткой выступила Наталья Ткаченко.
Заключительная часть концерта снова прошла под звуки балалайки-контрабаса. Популярная мелодия Г. Манчини «Розовая пантера» прозвучала в обработке, в которой эта тема переплелась с не менее популярными темами из «Каравана» Д. Эллингтона. Низкий глубокий тембр электронного балалайки-контрабаса усилил таинственность и загадочность основной темы, а полифоническое сочетание с темами «Каравана» придало музыке оттенок юмора.
Блестящим завершением концертной программы стало исполнение романса «Очи черные» в аранжировке А. Лаухина. Солист Михаил Дзюдзе не скупился на артистизм и виртуозность. Произведение раскрыло как возможности самой темы, которая варьировалась в разных стилях: кантри, джаз, буги-вуги, так и просто фантастические возможности балалайки-контрабаса, который к концу концерта в руках мастера высочайшего класса все уже воспринимали как скрипку в руках Николо Паганини или альт в руках Юрия Башмета.
Пиршество острых ритмов, торжество фантазии, бесстрашие творчества в постоянно меняющемся современном течении времени — вот далеко не полный список тех неповторимых впечатлений, которые вынесли слушатели с этого незабываемого концертного вечера. Благодарим музыкантов, солистов и организаторов за смелость в воплощении новых творческих проектов!
Специально для А-фишки, музыковед Елена Остер (фото Антона Черева)Дата публикации:
19.01.2018afishka31.ru/news/cu…html