Накануне, 18 февраля, в большом зале Кыргызской национальной филармонии московский пианист и композитор Алексей Чернов дал единственный концерт в Бишкеке, который прошел с аншлагом. Отметим, его визит стал возможен благодаря поддержке общественного фонда «Ренессанс-арт».
Открывая вечер, ведущий сразу оговорился, что не станет занимать много времени перечислением всех регалий и наград знаменитого музыканта, ведь их набралось уже множество. К примеру, Чернов — лауреат ХIV международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского, IV международного конкурса имени Александра Скрябина, американского конкурса Cleveland International PianoCompetition, испанского Maria Canals International Piano Competition и многих других. Он регулярно концертирует в городах России, США, Латинской Америки, Японии и странах Западной Европы, сотрудничает с известными дирижерами и оркестрами мирового уровня.
Скромно выйдя на сцену, главный гость вечера сразу же задал ему тон, выбрав произведение Людвига ван Бетховена. В той самой 14-й сонате, посвященной 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки, чувствовалось все: влюбленность композитора в юную графиню, желание посвятить ей не только музыку, но и жизнь, отчаяние автора от того, что любимая предпочла ему другого. И вместе с маэстро гости вечера ощутили эту тоску неразделенной любви, переросшую затем в страдания и горечь.
Бетховена сменили два вальса Шопена, после которого зазвучал так любимый пианистом Александр Скрябин. Как ранее рассказал в разговоре с «ВБ» сам Алексей Чернов, 50% его фортепианной музыки — это произведения Скрябина. Этого композитора он любит с самого детства, а в этом году исполняется 100 лет со дня его смерти, потому не играть его просто нельзя.
И вторая соната Скрябина для фортепиано — это, пожалуй, одно из лучших и очень личных произведений великого композитора. Оно стало венцом его поездки с супругой на Средиземное море, в котором автор отразил все впечатления от этой стихии, ее прообразы. И этот великолепный пример исключительно использования Скрябиным фортепианного многоголосия Чернов передал настолько мастерски, что слушатели и вправду увидели и тихое ночное море, и пенные брызги, и ритм набегающего морского прибоя.
Апофеозом первого отделения стал мефисто-вальс Ференца Листа — одного из величайших пианистов XIX века. Как справедливо заметил конферансье, это одно из самых сложных произведений в техническом плане. И сыграл его Чернов настолько мастерски, упоенно и с такой отдачей, что публика стоя кричала «Браво!».
А затем гостя блестяще дополнили музыканты Государственного академического симфонического оркестра имени Асанхана Джумахматова. Когда на весь зал они буквально грянули Прокофьева, было видно, как застыли слушатели, пораженные величием этой музыки и ее удивительно искренним исполнением. Музыкальными зарисовками одного из самых популярных балетов двадцатого столетия «Ромео и Джульетта» наши исполнители буквально воспроизвели живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, драматические столкновения. В частях «Монтекки и Капулетти», «Маски», «Гибель Тибальда» и «Танец рыцарей» четко угадывалась тема распрей, в грозном унисоне басов почти зловеще звучала тема родовой вражды, звонко — шалости скоморохов и, безусловно, любви. Чистой, легкой, искренней любви, которая именно такой бывает только в юности.
Таким музыкальным «прочтением» был доволен и именитый дирижер. Рахат Осмоналиев послал музыкантам воздушный поцелуй и сказал то самое «Хорошо!», ожидание которого всегда читается в глазах исполнителей.
В заключительной части к оркестру присоединился Алексей Чернов, и, теперь уже вместе, они исполнили третий концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром. Тот самый, что музыковеды описали как произведение, где соприкоснулись неостывший пыл юношеского темперамента и наступающая мужественная зрелость и мудрость.
И действительно: мечтательное соло кларнета резко контрастировало по характеру с динамизмом и волевым напором большого барабана и контрабасов, который позже сменяла проникновенная лирика скрипок. Саркастический задор, динамика, веселье, неожиданность, волнение — через всю эту контрастную смену настроений провели своего слушателя музыканты. И лишь по порванным струнам на скрипках можно было догадаться о том, какой накал страстей и эмоций они пережили сами…
Закончился концерт непрекращающимися овациями — публика не хотела отпускать музыкантов. И Алексей Чернов сыграл на бис. После чего еще долго гости кричали «Браво» и приглашали посетить Кыргызстан снова.
Для любителей классической музыки общественный фонд «Ренессанс-арт» обещает устроить еще немало подобных вечеров. Так, 18 марта можно насладиться шедеврами органной музыки от выпускницы Московской консерватории Елены Приваловой-Эпштейн. 9 апреля Бишкек посетит скрипач Никита Борисоглебский, 29 апреля состоится концерт фортепианной и симфонической музыки с участием солиста Московской государственной консерватории Алексея Набиулина.Фото: Марина Сколышева
Мария Зозуляhttp://www.vb.kg