Это произведение вот уже более ста лет не сходит с подмостков крупнейших оперных театров мира. «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова считается одним из самых проникновенных произведений композитора. В основе — одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга Льва Мея.
На сцене — артисты в смокингах и бальных платьях. Концертное исполнение оперы не предполагает наличие исторических костюмов, но это не помешало зрителям почувствовать дух эпохи. Солисты Липецкой областной филармонии воплотили на сцене героев 16 века — времен правления Ивана Грозного.
Александр Крузе, артист Липецкой филармонии: «Самое главное — внутренний настрой и понимание, осознание того образа, в котором ты находишься. Конечно, нужно полностью трансформироваться и представить себя в мире того времени».
В основе драмы лежит исторический эпизод — третья женитьба царя Ивана Грозного. Но это лишь фон, внимание автора, а вместе с ним и зрителей, сосредоточено на коллизиях личной драмы. Красавица Марфа обручена с любимым — Иваном Лыковым, но вместе им быть не суждено. Григорий Грязной хочет заполучить сердце Марфы обманом.
Роль Марфы исполняет Елена Баранчук. Ее героиня становится избранницей Ивана IV, но побыть царицей ей так и не удалось — после отравления Марфа сходит с ума. Работа над таким трагичным образом далась нелегко, рассказывает исполнительница главной женской роли.
Елена Баранчук, артистка Липецкой филармонии: «Представляла как это все. Смотрели какие-то видео постановок, и какой человек может быть в эту эпоху, какой человек может быть сошедший с ума, ну, а влюбленность нам всем знакома. Это состояние искать не нужно».
Бесчисленное множество репетиций, часы и даже сутки непрерывной работы. Чтобы отточить все детали, к выступлению артисты начали готовиться ещё прошлой весной. Никакой фонограммы, только живой звук. Аккомпанируют артистам филармонии сразу несколько коллективов — камерный оркестр «Русская классика», Липецкий симфонический оркестр и камерный хор. И это усложняет задачу солистов.
Александр Крузе, артист Липецкой филармонии: «Одно дело делать все с концертмейстером под фортепиано, а другое дело выходить к оркестру, когда очень много инструментов и у каждого инструмента своя задача, во-первых, это сложно для оркестра, ну, а для солистов — само собой разумеется».
Любовь, отчаяние и разочарование, яркие образы и проникновенное исполнение — все это есть в липецком варианте оперы «Царская невеста». Артисты говорят, на сцене они выкладываются полностью, чтобы зритель поверил в происходящее.
Зритель: «Эмоции — это обязательно. Я всегда после подобных вещей на таком душевном подъёме бываю. Это просто очень надолго хватает».
Наталия Мекаева, художественный руководитель Липецкой областной филармонии: «2 года назад мы организовали при филармонии мастерскую творческую, которая называется „Русская опера“, и мы поднимаем пласты русской оперы. „Царская невеста“ Римского-Корсакова один из основных музыкальных проектов, которые вообще существуют у нас в оперном пении, в оперном жанре в России, и, конечно же, без „Царской невесты“ опера не может существовать».
Артисты Липецкой филармонии планируют и дальше радовать зрителей. Сейчас полным ходом идут репетиции постановки «Жизнь за Отечество» о нашем земляке, который повторил подвиг Ивана Сусанина. Причем в этот раз постановка будет костюмированной.
lipetsk.rfn.ru