Концерт из произведений Вайнберга, состоявшийся 15 сентября в Большом концертном зале Уральской консерватории — одно из главных событий екатеринбургской части грандиозного международного проекта, посвящённого творчеству композитора, включающей первую постановку в России оперы М. Вайнберга «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета.В екатеринбургской части грандиозного международного проекта, посвященного творчеству Моисея (Мечислава) Вайнберга, концерт камерной музыки композитора, состоявшийся 15 сентября 2016 года в Концертном зале Уральской государственной консерватории, безусловно, займёт достойное место. Концерт совпал по времени с первым из премьерных показов оперы М. Вайнберга «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета. И это совпадение, осложнившее выбор меломанов, придало, тем не менее, необычайный объём
событию, как может быть определён сам проект. Ведь произведения композитора, писавшего много и вдохновенно, признанного в музыкальном сообществе, и даже упоминаемого на страницах учебников, к сожалению, почти не исполняются на родине, а потому практически не известны широкой публике. Так, созданная ещё в 1968 году опера удостоилась мировой премьеры только в 2010-м в австрийском городе Брегенце. А Екатеринбургский оперный, открывая свой 105-й сезон, осуществил Российскую премьеру произведения.
Премьера оперы «Пассажирка» М.Вайнбергав Екатеринбургском театре оперы и балета.Фотографии Елены Леховой.
В консерваторском концерте вообще удачно совпало многое: прекрасно выстроенная программа, три сочинения которой представили некий срез камерной музыки М. Вайнберга — значительной краски в многоцветной жанровой палитре его творчества; вдумчивые и воодушевлённые исполнители — представители как профессорско-преподавательского состава УГК, так и студенчества: и, несомненно, заинтересованные и эмоционально чуткие слушатели. Такую гармоничную атмосферу порождала, конечно, сама музыка М. Вайнберга — тонко, детализированно написанная, она впечатляет яркой образностью, драматургической убедительностью, действенной контрастностью состояний — от нежной, хрупкой лирики до экспрессивного, как бы «на грани» высказывания. Действительно, вполне современное по языку, достаточно непростое по концепции музыкальное послание Вайнберга отличается удивительной «общительностью», направленностью на слушателя. Это музыка, которую, как подметили слушатели, вспомнив определение Родиона Щедрина о хорошем сочинении, — интересно слушать и воспринимать, и при этом интересно играть,
По-видимому, последнее обстоятельство определило трепетное отношение исполнителей, их удивительную чуткость к музыке композитора, что проявилось и в интеллектуально наполненной интерпретации 4-й сонаты для скрипки и фортепиано преподавателями консерватории — лауреатом Международных конкурсов, профессором Аллой Романовой (фортепиано) и лауреатом Всероссийского конкурса, доцентом Аллой Федотьевой (скрипка).
Эти же качества слушатели могли оценить в лиричной, но не лишённой необходимых контрастов трактовке вокального цикла «Баюкая ребёнка» на стихи Габриэлы Мистраль (в переводе О. Савича) — лауреатом Международных конкурсов Еленей Велижанской (сопрано) и дипломантом Международных конкурсов, доцентом консерватории Лилией Поляковой (фортепиано).
Наконец, завершающий концертную программу Фортепианный квинтет ор. 18, написанный с ощутимым влиянием Д. Шостаковича, поразил и какой-то неповторимой — вайнберговской — интонацией, что прекрасно передали исполнители, игравшие эту музыку с необычайным энтузиазмом и артистичностью, тем более, что композитор предоставил возможность сольного высказывания всем ансамблистам. Это: лауреат Международных конкурсов Анна Занина (фортепиано); лауреат Международных конкурсов Ксения Коротаева (1 скрипка); Евгений Слипаков (2 скрипка); лауреат Международных конкурсов Ирина Ахунова (альт); лауреат Международных конкурсов Дмитрий Яковлев (виолончель).
Искренность и художественное чутьё музыкантов оказались «заразительными» для слушателей, благодаривших исполнителей долгими аплодисментами.
Успеху мероприятия, несомненно, способствовало ёмкое по содержанию музыковедческое сопровождение концерта Ириной Винкевич.
Думается, что новый концертный сезон в Уральской консерватории получил в открывавшем его концерте из произведений Моисея (Мечислава) Вайнберга прекрасный импульс к дальнейшим творческим свершениям.
М. В. Городилова