Джаз, проверенный временем
4 апреля в Концертном зале филармонии народный артист России Даниил Крамер (фортепиано) завершает свою абонементную серию концертов программой «Джаз, проверенный временем». Главной героиней предстоящего вечера станет джазовая певица Анита Кинг (США). Аккомпанировать американской знаменитости будут молодые российские музыканты – Давид Ткебучава (ударные) и Сергей Корчагин (контрабас). Начало концерта в 19.00.Анита Кинг – одна из ведущих нью-йоркских джазовых исполнительниц. Ее изящный, проникновенный, обволакивающий, мелодичный и одновременно мощный голос уже два десятилетия звучит на джазовых площадках мира. Певица родом из города Олни (штат Мэриленд). На профессиональную сцену Кинг вышла в 1995 году после успешного прослушивания в Вашингтонском обществе исполнительских искусств (The Washington Performing Arts Society) и выступления в Центре исполнительских искусств им. Дж.Ф. Кеннеди (The John F. Kennedy Center for the Performing Arts). В 1998 году она присоединилась к знаменитому госпел-хору «Patrick Lundy and the Ministers of Music». Вскоре певицу пригласили участвовать в телешоу в качестве бэк-вокалистки у известных джаз-исполнителей. В 2008 году Анита Кинг выступала на финальном матче Национальной американской футбольной лиги, а в 2009 – на официальном праздновании инаугурации президента США Барака Обамы.
«…Ее голос – глубокое, слегка терпкое джазовое контральто. Вокал Аниты Кинг продолжает традиции, идущие от самых известных чернокожих джазовых певиц. Она словно пришла из золотой эпохи джаза. Но джаз Аниты Кинг современен и легок. Легкость – отличительная особенность мастерства Аниты. Она выводит сложнейшие партии, путешествуя по октавам», – пишут о творчестве вокалистки в прессе.
Анита Кинг – частый гость на престижных джазовых фестивалях. В прошлом году впервые состоялись ее гастроли по России. В первом российском гастрольном туре певице аккомпанировал квартет Роберта Анчиполовского, во втором – биг-бэнд Георгия Гараняна. В нынешнем году двухнедельные российские гастроли Аниты Кинг станут наиболее масштабными. Они охватывают такие города, как Петрозаводск, Oмск, Екатеринбург, Уфа, Самара, Казань, Киров, Сыктывкар, Вологда, Череповец, Рязань, Волгоград.
«По характеру эмоций наша программа будет зеркальным отражением первого концерта абонемента, в котором выступал такой размеренный и немного флегматичный вокалист, как Кевин Махогани. Анита Кинг, наоборот, – певица очень экспрессивная, темпераментная, с колоссальной энергетикой», – пояснил Даниил Крамер.
«Весенняя музыка» от хора и оркестра
Весеннее пробуждение природы после зимней спячки, обновление жизни – этим настроением проникнута новая программа Омского академического симфонического оркестра «Весна». К участию в ней художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий Васильев пригласил молодой омский певческий коллектив – камерный хор «Artis». Выступление артистов состоится 5 апреля в Концертном зале филармонии. Начало программы в 18.30.Тематическая программа «Весна» – это концерт вокально-симфонической музыки. Данное направление в абонементах Омского академического симфонического оркестра в нынешнем концертном сезоне появилось впервые и сразу завоевало внимание публики. Омский симфонический оркестр с успехом аккомпанирует хоровым коллективам, исполняющим русскую классику. Для предстоящей концертной программы художественный руководитель и главный дирижер оркестра Дмитрий Васильев выбрал два ярчайших образца русского вокально-симфонического искусства – Кантату для хора и оркестра «Курские песни» Г. Свиридова и кантату «Весна» для хора, солиста и оркестра С.В. Рахманинова. Поэтическим источником для первого произведения послужил фольклорный материал, собранный в экспедициях, – народные песни Курской области. В основе второго полотна лежит знаменитое стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум».
Наступлению тепла в природе, зарождению доброты, любви и восторга в суровом сердце человека посвящена кантата «Весна». «Курские песни» Свиридова рисуют красочные картинки сельской жизни, древние обрядовые действа. В музыке кантаты слышатся и словно видятся скрежет, блеск и острота отточенной косы, таинственный хоровод девушек. В своем произведении композитор запечатлел историю крестьянской девушки: она влюбляется, выходит замуж, становится матерью, страдает от измены мужа, горюет. При этом раздумья о женской судьбе развиваются на фоне бодрых весенних настроений.
«Весна» и «Курские песни» демонстрируют красочное звучание вокальных ансамблей. Певцы передают зловещий рев зимы, ее нашептывание, имитируют гул наступающего «зеленого шума». В предстоящем концерте все это воплощает камерный хор «Artis».
«Исполнение русской хоровой музыки было нашей давней мечтой, и предложение филармонии спеть русскую классику с Омским симфоническим оркестром приняли с радостью, – поясняет художественный руководитель коллектива Марина Кушпилёва. –
Оба произведения мы разучиваем специально к предстоящему концерту и исполним их впервые».Палитрой красок блещет карнавал
Омский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева приглашает юных слушателей ощутить атмосферу итальянского народного праздника. 7 апреля в Концертном зале филармонии музыканты исполнят программу «Римский карнавал», в которую вошли сочинения русских и западноевропейских классиков.Шествие масок, театрализованные представления, лошадиные скачки, разноцветные огни в вечернем небе – непременные атрибуты римского карнавала. Неотъемлемая часть программы карнавального шествия в современном Риме – обращение к классическому искусству. К участию в празднике привлекают артистов оперного театра. В нынешнем году римский карнавал был посвящен знаменитому итальянскому композитору Дж. Верди. Его музыка присутствует и в программе «Римский карнавал» Омского академического симфонического оркестра. И это не случайно. 2013 год – год 200-летия со дня рождения Дж. Верди. В память о знаменитом композиторе творческие коллективы повсеместно обращаются к его творчеству.
В основу концертной программы «Римский карнавал» легли произведения, вдохновленные пышным итальянским праздником. «Римский карнавал» Берлиоза – феерический пир оркестровых красок и эффектов. Эта необузданно веселая увертюра написана в жанре итальянской танцевальной музыки сальтарелло. В «Итальянском каприччио» Чайковского слушатели узнают мотивы парадного шествия, блестящие марши. Звуки бубна, тарелок, большого барабана, литавр рождают образ неистового народного веселья..
«Дитя снега» сыграет за омским органом
9 апреля в Органном зале филармонии впервые выступит молодая органистка из страны Восходящего Солнца Юкико Ямада. «Дитя снега» – так поэтично переводится на русский японское имя Юкико. Будучи преемницей европейских музыкальных традиций, Ямада исполнит произведения немецких, австрийских и венгерских композиторов. Начало концерта в 18.30.Юкико Ямада родилась в японском городе Нагое и с ранних лет обучалась игре на фортепиано. С 15-ти лет она начала осваивать орган. Свое первое образование органистка получила в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки. Затем японское и нидерландское правительства назначили исполнительнице стипендию для дальнейшего профессионального совершенствования. В частности в Нидерландах она занималась под руководством профессоров Консерватории принца Клауса в Гронингене, а также обучалась в Королевской консерватории в Гааге.
На музыкальных конкурсах в Италии и Швейцарии органистка завоевала ряд призовых мест. Юкико Ямада является членом Японской ассоциации органистов. Ее концерты проходят в Нидерландах, Франции, Германии, Италии, Великобритании, Польше, Швейцарии, Хорватии и, конечно же, в Японии. Для первого российского гастрольного турне молодая солистка приготовила программу из сочинений Баха, Бёма, Букстехуде, Регера, Ройбке, Моцарта и Листа. В исполнении японской органистки омская публика услышит главную христианскую молитву «Отче наш» («Vater unser im Himmelreich»). Эту хоральную прелюдию, принадлежащую перу Георга Бёма, называют уникальной в своем роде хоральной обработкой. Из всех существующих обработок данного христианского гимна сочинение Бёма выделяется особой роскошью, ярким орнаментом, красочной мелодией и дает исполнителю большой простор для интерпретации. Печально-возвышенная атмосфера «Отче наш» создает впечатление взволнованного интимного высказывания. Отдельные эпизоды в прелюдии Бёма имитируют звучание скрипки.