muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Читайте на эту же тему
Добавлено 06 апреля 2014 Marina Andreykina
5 апреля 2014 года в Органном зале Белгородской государственной филармонии впервые выступил австрийский органист Кристиан Иван. В двух отделениях концертной программы прозвучали сочинения композиторов XVII, XVIII, XIX и XX веков.
Кристиан Иван — главный органист кафедрального собора в городе Грац (Австрия) — прибыл в Белгород в рамках филармонического проекта «Органисты европейских соборов».
В первом отделении программы были представлены органные сочинения композиторов эпохи барокко и классицизма — Прелюдия ми минор немецкого композитора Николауса Брунса, «Andante для маленького органа» В. А. Моцарта, хорал «Allein Gott in der Höh sei Ehr» в двух вариантах (BWV 663 и BWV 664) и Прелюдия и фуга си минор И. С. Баха. Сложная, полифонически насыщенная музыка Брунса и Баха и лёгкость, полётность моцартовского «Andante» производили неизгладимое впечатление, изящно контрастируя между собой.
Аналогично симметрично была построена программа второго отделения (из сочинений композиторов XIX и XX веков), в которой Intermezzo, Melodia и Toccata из сборника «12 органных пьес» Макса Регера и увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера (аранжировка — Edwin Henry Lemare) звучали мощно, грандиозно и величественно.
Пьеса «Соборы» («Cathedrales») французского композитора Луи Вьерна из цикла «Фантастические пьесы» op. 55, оттенившая немецкую музыку второго отделения, рисовала музыкальный образ настоящего европейского собора, который становился все более зримым в хрустальных застывших аккордовых блоках и в загадочно переливающихся звуковых пассажах.
Перед концертом гость нашего города, австрийский органист Кристиан Иван дал эксклюзивное экспресс-интервью специально для читателей портала «Афиша и новости культурного Белгорода».
— Кристиан, очень приятно видеть Вас в Белгороде. Вы впервые в нашей стране?
— Это мой второй визит в Россию. И в первый, и во второй раз я рад играть для российской публики.
— Расскажите немного о себе. Как начался Ваш путь органиста? Вы играете на органе с детства?
— Я начал играть на органе с 13 лет, до этого занимался на фортепиано. Орган — особенный инструмент, он во многом отличается от других музыкальных инструментов, в нём есть что-то манящее. Именно тогда я понял, что орган — это мое призвание.
— Вы разносторонний музыкант: преподаете в Музыкальном университете в Граце, ведёте активную концертную деятельность, являетесь консультантом по проектам строительства и реставрации органов. Исходя из Вашего опыта, как Вы оцениваете органную исполнительскую культуру в Европе и России — есть ли какие-то явные отличия, особенности?
— Прежде всего, различия в том, что в Европе в силу преобладания католицизма орган активно используется в соборах и церквях, где органные сочинения исполняются не реже чем в концертных залах (если не чаще). В России же орган можно услышать в основном в филармониях и концертных залах. Несмотря на данные особенности, музыка, которая исполняется в Европе и России, одинаковая, универсальная. По-настоящему хорошую музыку можно исполнять и слушать где угодно.
— Сегодня Вы исполняете сочинения композиторов разных эпох — от Брунса и Баха до Регера. Есть ли у Вас любимые сочинения для исполнения на органе?
— Как органист я обожаю исполнять музыку Баха. Также мне нравится играть немецкую романтическую музыку. Например, сегодня в моем исполнении будут звучать сочинения Макса Регера, Рихарда Вагнера, которые я очень люблю…
— Исполняете ли Вы сочинения русских композиторов на органе?
— Пока не довелось, но в будущем вполне возможно.
— …Мы с радостью можем поделиться с Вами нотами! Считаете ли Вы себя продолжателем какой-либо традиции органного исполнительства?
— Когда я учился в Вене, мне не очень нравилось слышать о пианистической традиции органного исполнительства. Но сейчас, спустя несколько лет, мне говорят, и я ощущаю, что являюсь наследником этой традиции. И иногда, особенно на тех концертах, в которых я играю свои импровизации, слушатели замечают, что они звучат по-венски…
— В Вене есть дом-музей, посвящённый В. А. Моцарту, «Моцартхаус», в котором сохранились уникальные музыкальные часы 1790 года, исполняющие «Andante для маленького механического органа». Чувствуете ли Вы особую причастность и моцартовский дух, исполняя это сочинение?
— Это Моцарт, и этим всё сказано…
— Поделитесь с нами Вашими мечтами органиста?
— Я хочу сыграть на самом воодушевляющем органе. Многое зависит от того, на каком инструменте играешь, какой инструмент встречает тебя в гастрольных поездках (ведь органисты не могут брать свой орган с собой). Каждый инструмент для органиста особый. И дело не в том, какой он сам по себе — большой или маленький, старый или новый. Дело в том, какой эффект он производит на исполнителя и слушателей.
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото автора)
Дата публикации: 06.04.2014
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal