25 декабря, когда часть христианского мира отмечала Рождество, а в нашей стране начали готовиться к новогодним праздникам, в столице Кабардино-Балкарии прошло совершенно грандиозное и уникальное для России событие. Международный симфонический оркестр Санкт-Петербургской Капеллы «Таврическая» исполнил на сцене ДК профсоюзов произведения русских и советских композиторов, а также композиторов Кабардино-Балкарии в рамках проекта «Симфония Кавказа».
Проект осуществлен при поддержке местной администрации Нальчика, постоянного представительства Кабардино-Балкарии в Санкт-Петербурге, Арт-центра Мадины Саральп и МСК Истсайд (MSK Eastside Gallery). Презентация состоялась осенью 2012 года в Арт-центре Мадины САРАЛЬП, в том же году проект был номинирован на Государственную премию в области литературы и искусства («Горянка» № 45, 7 ноября 2012 г.). Его непосредственным осуществлением занимались главный редактор программ на русском языке ВТУ «Кабардино-Балкария» Марианна ТЕУВАЖУКОВА и молодой композитор Мурат КАБАРДОКОВ. Миссия проекта, с одной стороны, – культурно-просветительская, рассказать жителям других регионов страны о культурном наследии Кавказа, с другой – способствовать развитию профессионального искусства в регионе, возрождению традиций северокавказской композиторской школы.
В результате огромной кропотливой работы по собиранию и обработке материала, часть которого сохранилась в нотах, часть – в архивных аудио-
записях, на пяти компакт-дисках было записано более ста произведений 30 авторов. Полуторачасовая программа концерта, конечно, не могла вместить все произведения, но для зрителей главным было слышать живое исполнение. Присутствовавшего на концерте кинорежиссера Александра СОКУРОВА зал приветствовал стоя.
Открыли концерт самым известным произведением Хасана КАРДАНОВА – гимном Кабардино-Балкарии. Также прозвучали фрагменты из оперы-балета «Нарты» Трувора ШЕЙБЛЕРА, из симфонической сюиты Александра МОСОЛОВА с тем же названием, оркестровой сюиты «Кавказские эскизы» Михаила ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА, произведения РЯУЗОВА, Мухадина БАЛОВА, Джабраила ХАУПЫ. Вокальные произведения исполнила солистка Музыкального театра, заслуженная артистка Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии Асият ЧЕРКЕСОВА.
В честь 90-летия со дня рождения Мухадина Балова в записи симфонического оркестра Кабардино-Балкарской филармонии прозвучали марш «Моя Кабарда», премьера которого состоялась полвека назад в Кремлевском дворце, и не известный широкому зрителю Вокализ. Событие омрачила печальная новость: звукорежиссер, реставратор Сергей АНДРЕЕВ, который сделал первый шаг в разработке проекта «Симфония Кавказа», до премьеры в ДК не дожил всего две недели. Эту новость сообщил Джабраил Хаупа.
Самый молодой народный артист
Этот вечер для Мурата КАБАРДОКОВА определенно был полон сюрпризов, главный из которых – получение звания народного артиста Кабардино-Балкарии от врио Главы республики Юрия КОКОВА, который пообещал и дальше стимулировать молодых и талантливых людей. Впервые в Нальчике были исполнены «OSТ-сюита в четырех частях» Кабардокова по мотивам музыки к пьесе Зарины КАНУКОВОЙ «Семья Наго» и гимн Нальчика В. Мурадели – М. Кабардокова.
Мурат уже сейчас - успешный композитор, чьи произведения исполняются в обеих столицах. Так, 11 декабря в честь юбилея маэстро ТЕМИРКАНОВА московская барочная капелла «Золотой век» включила Кафу и Удж из цикла «Чересские танцы» для струнного квинтета Кабардокова в программу своего концерта в Малом зале петербургской филармонии, посвященного К.Ф.Э. БАХУ. И публика, и сами музыканты капеллы выражали восторг по поводу мелодики и самобытности произведений молодого автора. Еще ранее Мурат вместе с солисткой капеллы Фатимой ЛАФИШЕВОЙ выступили на концерте в честь первокурсников, организованном фондом «Адыги» в Москве.
Для главного дирижера и руководителя оркестра Таврической капеллы Михаила ГОЛИКОВА звание народного артиста Кабардино-Балкарии также стало приятной неожиданностью. Ю. Коков лично надел ему и Кабардокову нагрудный знак под ликование зрительного зала. Марианна ТЕУВАЖУКОВА была удостоена звания заслуженного деятеля искусств республики – его также вручил врио главы.
Федерация профсоюзов КБР тоже не осталась в стороне, отметив работу Голикова, Кабардокова, Теуважуковой и Альберта САРАЛЬПА, во многом благодаря которому проект состоялся. Председатель организации Фатимат АМШОКОВА вручила сертификаты федерации.
Классика и аутентика
Нужно сказать, что произведения, часть которых знакома меломанам Кабардино-Балкарии, в исполнении оркестра капеллы звучали совершенно по-новому. Эпическая мощь и тончайший лиризм, богатство ритма, тембра, палитра совершенно неожиданных оттенков, выражающих нацио-нальный характер, – вот то, что открыл для себя зритель. Аутентичность исполнения при этом достигнута великолепно – например, скрипки временами звучали как шикапшины. Кстати, в составе оркестра играют два музыканта из Нальчика. Интервью с ними читайте в следующем номере «Горянки».
«Ноев ковчег» и культурная миссия
Что дала работа над произведениями композиторов Северного Кавказа питерским музыкантам, рассказал Михаил Голиков.
- Сегодня мы привезли на концерт, я думаю, наиболее яркие пары, как в Ноевом ковчеге, они не могут существовать друг без друга – композиторов из разных времен и эпох – русских, кавказских. И этот концерт - премьерный. Мы не успели сделать его ни в Петербурге, ни в Москве, это у нас в планах сейчас. Мы решили, что должны начать этот проект именно в Нальчике. Молодой композитор Мурат КАБАРДОКОВ, который является медиумом, или, можно сказать по-простому, мостом между Нальчиком и Петербургом, внес огромную лепту в организационную часть проекта, собирая материалы, переправляя их, аранжируя, помогая достать, участвуя в процессах записи, рассказывая нам о культуре кавказских народов, потому что мы очень мало имели представления, когда брались за этот проект, буквально в процессе знакомились и так втягивались, что моментально как-то у всех – у оркестра, у меня это вызвало огромную любовь и тесную привязанность к этой музыке. Очень надеюсь, что сочинения других композиторов, помимо того, что мы сделаем такой полномасштабный концерт именно с этой программой в Петербурге, будем продолжать развивать. У меня есть задумки, может быть, совместно с вашим замечательным ансамблем танца «Кабардинка» сделать какое-то совместное выступление, потому что во многих вещах этот фольклор, эти традиции – танцевальные, они очень необходимы для того, чтобы показать сегодня, в двадцать первом веке, какое богатство вообще культурного потенциала в нашей стране связывает Северный Кавказ и, скажем, Центральноевропейскую часть России.
Конечно, было ощущение открытия. Во-первых, интонация всегда определяет и идентифицирует ту народность, которой она принадлежит. Хотя мы были знакомы с восточными темами в творчестве известных русских композиторов, где-то они перекликались, но все-таки адыгейские, черкесские, кабардинские народные мотивы, их интонации – они совершенно для нас явились новыми. Это собственная идентифицированная часть, пласт, просто открыв который, мы влюбились в него. И танцевальные ритмы, безусловно, та же кафа, тот же удж – это то, что нельзя сравнить ни с чем другим. Ну, и, конечно, помимо ритма и интонаций, есть понятие «дыхания». Так вот, это дыхание – здесь особенное, может быть, потому, что вы находитесь в горах, и для нас, жителей, проживающих в болоте Санкт-Петербурга (смеется), это совершенно иное ощущение.
- Планируете ли гастроли по России?
- Если будет возможность это поддержать у Правительства нашей страны, мы были бы счастливы на самом деле с гастролями проехать по России показать, что это такое. Уверен, это дало бы большущий импульс и толчок к развитию других народностей и выражению их национальных мотивов, возможность знакомства более широкой массы людей с этими народностями и культурами. Этот музыкальный проект станет отчасти важнейшей миротворческой миссией, в том числе в освещении вообще понятия, что такое Кавказ. Что мы для себя Кавказ открыли таким вот проектом. Петр Первый «прорубил окно в Европу», для нас этот проект - «окно в Кавказ».