В «Горький Центре» исполнили барочную музыку
Концерт рождественской барочной музыки «Сон Барафостуса» на клавикорде прошел 25 декабря в «Горький Центре». В исполнении Мары Ишиной звучала редко исполняемая музыка XVI, XVII и XIII веков.
«Клавикорд не просто камерный инструмент, он скорее комнатный. Если кому-то покажется слишком тихо, в перерыве между исполнениями можете передвинуть стулья поближе», — начала свой вечер Мара Ишина. «Клавикорд по звучанию напоминает клавесин, однако механика его несколько другая», — поясняет музыкант. И к голосу инструмента действительно надо внимательно прислушиваться. Но вы его наверняка слышали прежде. Возможно, в «Сказке сказок» Норштейна, где звучат тихие барочные потренькивания, или в сновиденческом мультфильме «Алиса в Стране чудес» вместе с закадровым голосом Плята…
В то время как большинство стремится громче, быстрее, выше, Мара погружается в особый, камерный мир барочной музыки. «Звучание клавикорда кажется экстремально тихим, но именно в наш технократичный век нам так не хватает тишины…» — говорит она.
Возможно, эти неторопливость, мягкость, размеренность и необходимость вслушиваться в звук, а также в течение своих собственных мыслей и чувств и привлекают всякий раз на концерты Мары. Публики всегда немного, и это прекрасно. Не хватает только полумрака и восковых свечей. Электрический яркий свет во время исполнения на клавикорде тоже кажется слишком громким.
Мара Ишина — выпускница кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Участница фестивалей старинной музыки, а также мастер-классов ведущих исполнителей Европы. Каждый концерт Мары Ишиной — это погружение в эпоху барокко, подробный рассказ об авторах, о времени, об инструменте.
Ее клавикорд — точная копия инструмента XVIII века, созданная московским мастером Дмитрием Беловым. Всего же в нашей стране едва ли найдется больше десятка клавикордов. В Европе их, конечно, больше. Уже после концерта Мара Ишина охотно рассказывает, что основа инструмента сделана из дуба, части клавикорда из сосны, клавиши… клавиши тоже деревянные, кажется, черешневые.
Клавикорд — самый тихий инструмент из струнно-клавишных и клавишных вообще, он не создан для больших пространств, для балов и концертов. Как знать, может быть, именно за клавикордом у себя дома вечерами музицировали известные органисты. Например, Бах.
Ну, а что же Барафостус? И что же ему снилось? Название вечеру дала одна из пьес, прозвучавших на концерте. «Но кто такой Барафостус, подлинно неизвестно, — говорит, улыбаясь, Мара, — скорее всего, один из многочисленных авторов эпохи барокко». И его пьеска прозвучала в завершение вечера.
27.12.2018 00:33:00
Автор: Татьяна БОГОМОЛОВА
Фоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ
источник