В апреле прославленный коллектив Карельской государственной филармонии Квартет русских народных инструментов «Экспромт» с гастрольными турами побывал в Китае и Германии. Своими впечатлениями о поездке они поделились с нами.
Поездки в Германию для «Экспромта» являются традиционными: три раза в году они проводят там приблизительно по месяцу, выступая на различных площадках: в камерных залах, церквях. Вот и в этот раз состоялось восемь концертов. Обычно на концерты ходят местные жители, русскоговорящих встретишь редко, немцам интересны и наша музыка, и наши инструменты. Правда, бывают исключения – самое большое количество русских слушателей было на концерте в тюрьме, там посещение концерта тоже дело добровольное, но, разумеется, люди идут с удовольствием, потому что многие из них сидят почти всю жизнь, а русская музыка для них, как они говорят, «кусочек родины».
Поездка в Китай была необычной по многим показателям. Дело в том, что в Петрозаводской консерватории учатся китайские студенты, и когда менеджеру, курирующему их пребывание в России, который по всей видимости контактирует и с Большим театром в Шанхае, пришел запрос на камерный коллектив с северо-запада страны, было принято решение показать наш квартет. Так как во втором отделении выступала хорошо знакомая нашей публике певица из Сыктывкара Ольга Сосновская, решение выглядело логичным.
Большой театр Шанхая проводит в течение года музыкальный фестиваль, приглашая артистов из самых разных стран, и первоначально выступление «Экспромта» планировалось в феврале, но по техническим причинам было перенесено. Разумеется, все было интересно: театр в виде старинного китайского дома, зал, хотя и традиционный, с балконами, очень большой, современный, на полторы тысячи мест, но на стене своеобразное устройство - ракушка, с помощью которой можно менять акустику, микрофонами пользоваться не принято.
На такие концерты в отличие от дорогостоящих оперных ходит публика очень демократичная, простая, так называемый средний класс: чай пьют прямо во время концерта, приходят с огромными котомками, и им не запрещают, хотя на обороте программки прописан этикет, а перед самым выступлением выходит женщина с плакатом, где иероглифами написано что-то вроде «тишина», «концерт начался»…
Вообще, для того, чтобы приобщить китайский народ к культуре, правительство делает очень много: целевые концерты, доступные билеты (недорогой билет стоит около 400 рублей), приглашения… Чем-то напоминает советское время. Интерес к музыкантам огромный: «Экспромт» начали снимать, как только они вышли из автобуса перед театром, у каждого брали интервью, фотографировали, расспрашивали про инструменты. И, вероятно, ждали какой-то очень известной музыки, например «Калинку-малинку». Во всяком случае, когда во втором отделении Ольга Сосновская пела де Фалью, Шостаковича ее принимали тепло, но когда в конце она исполнила «Подмосковные вечера», все взревели от радости.
«Экспромт» играли Астора Пьяццоллу, русскую народную музыку, романсы, произведения Гаврилина, Россини, Джанго Райнхардта, это музыка им незнакома, но, судя по всему понравилась.
На творческой встрече в Академии музыканты показывали наши инструменты, рассказывали о них, а китайские студенты показывали свои. Домре 400 лет, а студент достает инструмент, которому две тысячи лет…Поразительно.
Конечно, есть и просто впечатления о новой стране: удивительно много людей на улицах (население Шанхая – 24 миллиона человек), центр – настоящий европейский сити или Нью-Йорк, небоскребы, башня едва ли не самая высокая в Азии… А рядом городской парк, не для туристов, местные отдыхающие, все настоящее. В парковых беседках музыканты играют на народных инструментах, люди подходят к ним и поют. Такое китайское караоке. Сочетание модерна и традиции. Все передвигаются на чем-то типа мопедов, только без выхлопных газов. Практически отсутствуют правила дорожного движения, передвигаются как хотят, водители пропускают пешеходов, пешеходы водителей… Ни одной аварии не видели. Абсолютно необычная еда, трудно понять даже, что ели: то ли мясо, то ли гриб, то ли соя, но вкусно. А вот американцы и европейцы эту кухню знают отлично, даже считают себя чемпионами по ней.
Наши музыканты благодарны доброжелательным сопровождающим: ребятам из Академии и переводчице, без нее пришлось бы туго, по-английски в Китае говорят только очень образованные люди. Путешествовать, вообще, здорово. Но почаще хотелось бы выступать перед своей публикой. Она замечательная.
Пресс-служба Карельской филармонии