Запоминающимся вступлением к двадцать пятому, «серебряному» сезону Казанского камерного оркестра «La Primavera» стал первый передвижной музыкально-музейный фестиваль «Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края».Идея нового просветительского проекта «La Primavera» принадлежит художественному руководителю оркестра, народному артисту Татарстана Рустему Абязову, и название фестиваля, включающее имя древнегреческой музы истории Клио, говорит само за себя. Цикл концертов на площадках ведущих музеев республики призван расширить аудиторию как слушателей музыкальной классики, так и заинтересованных посетителей музейных экспозиций. И, по словам Рустема Абязова, музейщики живо откликнулись на эту инициативу и ради заманчивой перспективы готовы предоставить музыкантам все свои раритеты. Так, концерт, открывший фестиваль, проходил в Национальном музее РТ, и в нем солировали скрипка Загида Хабибуллина, гитара Натана Рахлина, рояль Рустема Яхина… А второй концерт «La Primavera», организованный уже совместно с Елабужским государственным музеем-заповедником, состоялся 31 августа, в день памяти Марины Цветаевой, на площади перед мемориальным комплексом поэта в Елабуге.
Все-таки удивительное это место – Елабуга, почти мистическое. Достаточно здесь просто родиться и запечатлеть в цепкой детской памяти вид, открывающийся из окна отчего дома, – камское крутоярье, Чертово городище, лес, начинающийся чуть ли не от порога, чтобы пронести этот пейзаж через всю жизнь, жизнь гения живописи. А можно прожить жизнь, даже не зная о существовании такого города – Елабуга, но волею судьбы сделавшись его пленницей на десять последних земных дней, привлечь сюда нескончаемую вереницу паломников…
Сегодня в нашей памяти живут как бы две Марины Цветаевы. Одна – скиталица и «чернокнижница», в каждом жесте которой надломленность, в каждом взгляде – немой укор проходящим мимо… Ей-то, как правило, и предназначается наша запоздалая нежность. И есть другая Цветаева, в которой сбылось все: и божий дар, и голос, и душа. Которой нет никакого дела до нашей жалости, потому что эта Цветаева достойна только восхищения. Именно ей предназначалось музыкальное приношение оркестра «La Primavera» в формате «опен эйр» (на открытом воздухе). Звучащими «декорациями» жизни поэта, ее светлых и трагических вех стали сочинения Э.Грига, Ф.Шопена, А.Глазунова, А.Бородина, Д.Шостаковича… Подарком для публики стало также выступление лауреата всероссийского конкурса «Романсиада» Юлии Зиганшиной, в исполнении которой прозвучали самые известные романсы на стихи Марины Цветаевой.
31 августа в Елабуге всегда много гостей. И день по традиции начался с возложения цветов на могилу поэта и панихиды в церкви Покрова Божией Матери, которая входит в состав Цветаевского мемориального комплекса. (Напомним: впервые панихиду по М.И.Цветаевой в Елабуге отслужил в 1990 году сам архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. По словам владыки, самоубийство Марины Цветаевой приравнивается церковью к убийству тоталитарным режимом.) А во время концерта под открытым небом музыканты и слушатели стали свидетелями маленького природного чуда – день, по всем приметам обещавший быть пасмурным, неожиданно развёдрился, и музыкальная кульминация «опен эйра» получилась светлой, в буквальном смысле солнечной.
По словам Рустема Абязова, ближайшим продолжением передвижного музыкально-музейного фестиваля станут концерты в Свияжске и Болгаре. Честное слово, любопытно: какой предстанет история этих священных мест с нотного листа? Одновременно музыканты готовятся к предстоящему 29 сентября в ГБКЗ им.С.Сайдашева открытию юбилейного сезона. В этот день вместе с оркестром Рустема Абязова выступит обладательница «Грэмми», звезда аргентинского танго Джулия Зенко.
Фото: Валентин ЯРЮХИН
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-78/10101809/