Лев Клычков: Между мной и оркестром проскочила нужная искра

Добавлено 22 апреля 2015 muzkarta

Филармония Якутии, Симфонический оркестр «Symphonica ARTica»

Первые солисты знаменитых коллективов России, звёзды российской академической сцены наведываются в нашу столицу с блестящими концертными программами.

Так, в минувшее воскресенье 19 апреля выдающийся российский скрипач, заслуженный артист России, концертмейстер Заслуженного коллектива симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Лев КЛЫЧКОВ совместно с симфоническим оркестром Symphonica ARTica Филармонии Якутии под руководством маэстро Фабио МАСТРАНЖЕЛО представил премьеру для якутского слушателя — произведение редко исполняемое и неординарное по эмоциональной наполненности и степени сложности исполнения — Концерт для скрипки с оркестром английского композитора Бенджамина Бриттена. Во втором отделении концертной программы прозвучали симфонические Вариации на загадочную тему — «Энигма» Эдуарда Элгара — признанная вершина английского музыкального романтизма.

После концерта Лев Клычков встретился с журналистами и поделился впечатлениями от работы с музыкантами оркестра Филармонии Якутии.

По прошествии трёх дней в Якутске — проведённых Вами концерта и мастер-классов, хотелось бы узнать Ваши ощущения от работы с оркестром Symphonica ARTica?

— Мне очень понравились те дни, что я провёл в Якутске, и я очень надеюсь, что мы продолжим нашу дружбу с филармонией — и творческую, и человеческую. Между мной и оркестром проскочила нужная, хорошая искра. Во время репетиций, концерта и, слушая оркестр из зала во втором отделении, я увидел, что музыканты не просто, что называется, отрабатывают своё. Поверьте мне, у меня стаж работы в оркестре больше тридцати лет, и двадцать лет работы концертмейстером, я знаю, когда можно имитировать, а когда можно действительно жить музыкой. И я вижу — сто процентов музыкантов живут музыкой, и качество — я не предполагал, я имею право сравнивать, потому что я езжу по России, я бывал много где — качество говорит о том, что внутри республики идёт правильное музыкальное воспитание. Я знаю, какие проблемы у нас и в Петербурге, и в Москве, проблемы, связанные именно с воспитательным моментом. То есть люди, подходящие к возрасту работы, не всегда подходят к нужному уровню. Здесь же я не вижу этих проблем. Я бы не сказал, что мною был проведён мастер-класс, в том смысле, что все музыканты оркестра — абсолютно профессиональные исполнители, и мы говорили не как педагог с учениками, а говорили о музыке по высокому разряду.

Расскажите о произведении, исполненном сегодня Вами, — Скрипичном концерте Бриттена.

— У меня особое отношение к этому концерту, связанное с тем, что он построен необычно. Последняя часть — траурный марш — пассакалия, это траурный марш, и исторически здесь предполагались медленные танцы, связанные с уходом человека. Финал — Пассакалия — это чрезвычайно редкое построение концерта, обычно финал — это что-то бравурное, быстрое, а здесь всё уходит куда-то. Видимо, это момент, связанный с прощанием, уходом, с личной трагедией. Я второй раз играю этот концерт, и мне предстоит сыграть его в Петербурге 29-го мая. Спасибо оркестру за игру, этот концерт крайне редко исполняется, он технологически безумно трудный. Делать его я начал прошлым летом, сидел и буквально разбирал по такту, это очень-очень трудный концерт, и потом, ещё сложнее заставить его жить, дышать… Но мне кажется, что сегодня получилось. Я вижу со сцены реакцию зала, это очень живой момент, и я не видел ни одного нейтрального, скучающего лица, не смотря на то, что музыка очень не простая для восприятия.

А почему было выбрано именно это произведение для исполнения в сегодняшней программе?

— Вопрос выбора всегда трудный момент. Знаете, есть, так называемые, концерты «на ура» — Чайковский, Моцарт, Брамс, Сибелиус… Но нельзя играть одно и то же, есть другая достойная музыка, ведь правда?

По поводу интерпретации нынешней — чем она отличается от тех, что Вы уже слышали, в которых участвовали?

— Вы знаете, сравнивать трудно, да и не нужно этого делать, потому что в каждом оркестре, у каждого солиста, у каждого музыканта есть своё лицо. Недавно, буквально месяц назад, я играл в городе Уфа в Башкортостане, там были свои замечательные моменты, здесь были свои. Мне очень понравился строй вашего оркестра и практически идеальная интонация, никаких случайностей, между группами существует баланс, а ведь состав струнников небольшой — всего два с половиной пульта первых скрипок — это крайне сложно для исполнения. Тем не менее, ребята молодцы, они делают всё правильно, зная свои возможности, не стараются кричать, не стараются насиловать инструменты, а играют природно, поэтому получается сбалансированно, и это вызывает искреннее уважение.

Пронзительная музыка Британии звучала в филармонии, и концерт удивительным образом совпал с проведением в эти дни уникальной выставки Британского музея в Национальном художественном музее РС(Я). Гостья из делегации Абердинского университета (Великобритания), доктор социологии Элеонор Пирс, посетившая концерт Symphonica ARTica, была рада услышать сочинения английских композиторов: «Я не знаток, но я большой любитель классической музыки, и мне хотелось бы поблагодарить филармонию за приглашение, за прекрасно проведённый вечер, за этот опыт. Я была очень тронута. Красота музыки передалась в полной мере, духовное впечатление необычайное, слушая концерт, на меня нашла тоска по дому, что подтверждает качество и ощущение музыкантами этой музыки. Спасибо вам!»

Источник: Аина ЕФИМОВА.
sakhalife.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору