Известная пианистка и концертмейстер отмечает 15-летие работы на сцене Курганской филармонии
Так получилось, что дебют Лейлы Рубан на курганской сцене совпал с ее личным юбилеем. В день ее 30-летия 15 лет назад состоялась премьера первой оперной постановки в Кургане, в которой Лейле посчастливилось играть за роялем музыку «Севильского цирюльника» и избранные сцены из «Кармен».
Благодаря стечению дат и обстоятельств в филармонии родилась оперная антреприза и появился высококвалифицированный концертмейстер, обладающий тонким музыкальным вкусом, невероятной работоспособностью, артистизмом и к тому же огромным женским обаянием. С первого появления Лейлы на сцене местная пресса сразу же закрепила за ней прозвище «человек-оркестр», изумляясь ее умению заставить рояль звучать по-оркестровому.
И вот спустя 15 лет в камерном зале филармонии 13 декабря состоится творческий вечер лауреата и дипломанта всероссийских и международных конкурсов Лейлы Рубан. Лейла Рашидовна предстанет перед публикой в двух своих ипостасях — как чуткий и вдохновенный аккомпаниатор, опытный концертмейстер, а также как виртуозный сольный исполнитель, чей инструмент может и чувствовать, и петь.
Не только курганские, но и столичные музыканты, приезжающие в наш город на гастроли без концертмейстера, имели возможность по достоинству оценить мастерство исполнительницы, выходя на сцену областной филармонии в ансамбле с Лейлой Рубан.
Начиналась карьера будущей артистки еще в… детском садике в родном Зеленодольске, когда музыкальный работник отметила несомненный талант воспитанницы и посоветовала маме отдать дочку в специальную музыкальную школу при Казанской консерватории. Что и было тотчас сделано, и маленькая Лейла даже успела засветиться в одной из местных телепередач в качестве певицы, а после стала выпускницей той самой консерватории.
Затем последовали замужество, переезд в Харьков, работа в оперном театре. Из-за рождения сына семье пришлось вернуться в Казань. Крутой вираж в судьбе пианистки случился благодаря звонку художественного руководителя Курганской филармонии Сергея Потапова. Сергей Сергеевич искал мужской голос, и преподаватель Казанской консерватории посоветовала пригласить в Курган мужа Лейлы Рубан. «А меня взяли заодно с ним», — смеется Лейла.
Для концертмейстера с оперным опытом тут же нашлась интересная работа. Более того, ее появление на сцене не ограничилось ролью концертмейстера, она неожиданно стала одним из действующих лиц оперы «Телефон, или Любовь втроем» Дж.-Карло Менотти.
— Оперу ставил Леонид Григорьевич Гушанский. Помню, у нас были потрясающие репетиции. И вот ему показалось мало двух персонажей — Бена и Люси. Он ввел еще одну парочку, которая в конце концов соединяет влюбленных. С одной стороны, это Музыка, с другой — Телефон. Я была Музыкой, а за Телефон играла Жанна Питерских. Нам для этих ролей даже специально сшили костюмы. Так что актерский опыт есть: я и в литературно-музыкальных лекториях постоянно принимаю участие. Пианист должен быть артистом, ведь восприятие слушателя построено на определенных артистических законах. Ведь что такое артистизм? Это когда человек, находящийся на сцене и что-то делающий там, открыт людям. Если он открыт, тогда получается контакт, тот энергообмен, о котором все артисты говорят. Если человек закрыт, появляется зажатость и трудно достучаться до людей, объяснить что-то, сыграть.
— А какими еще качествами необходимо обладать пианисту?
— Я не только пианист, хотя люблю играть и соло — в концерте это тоже будет. Когда я заканчивала консерваторию, мой профессор Ирина Сергеевна Дубинина играла со мной концерт Моцарта, а ее бывшая ученица, сама уже доцент, ходила по залу и ругалась на меня: «Ты ненормальная! Такие таланты, как ты, раз в сто лет рождаются! Надо же было тебе уйти в концертмейстерство!». Я ушла с третьего курса именно в аккомпаниаторскую деятельность, в работу с вокалистами. Мне всегда было это интересно, я сидела в классе у профессора Жигановой и слушала, как она занимается. Мой педагог еще в школе говорила: «Любой инструменталист должен на своем инструменте уметь петь!». То есть пение — это основа всего, любого музыканта. Вот то, что всегда подкупает, — когда инструмент поет. Этим умением и должен владеть музыкант. А еще рояль — это серьезная физическая нагрузка: чисто физически управляться с ним сложно, поэтому требуется отменное здоровье.
— Вы сами поете?
— Конечно! У меня очень редкий женский голос (смеется) — баритональный бас. Я пою очень низко. Когда в музыкальном колледже со студентами занимаюсь, говорю: «Ребята, не слушайте, какой у меня голос. Он у меня редкий, но противный!». Но я показываю им, как должен работать голосовой аппарат. И в этом смысле, надеюсь, некоторым людям помогаю.
Лейла Рубан признается, что очень любит взаимодействовать с людьми — будь это инструменталист или певец.
— А разницы нет? С кем все же интереснее?
— Интересно со всеми, но с певцами понятнее и мне это ближе. Более непредсказуемого инструмента, чем человеческий голос, не придумать. Он зависит от всего — от погоды, от настроения, от того, что съел, от эмоции… Ничего более интересного я в принципе не знаю.
— Лейла, а что в качестве сольных номеров вы выбрали для программы, произведения каких композиторов?
— Любимые произведения русской и зарубежной классики. При выборе программы я обратилась ко всем солистам, с кем выступала, с предложением поучаствовать. Будут сюрпризы, неожиданные для подобных концертов. Прозвучит исключительно классическая музыка, но способ подачи для такого вечера будет нетрадиционный. С каждым из артистов у меня были минуты наивысшего творческого достижения, эти дуэты и составят программу. Все исполнят по 2-3 произведения, очень известных, но не всегда легких по исполнению, — Глинка, Чайковский, Лист, Шуман, Дунаевский, Кирилл Молчанов, Клод Боллинг, Бизе, Моцарт, Римский-Корсаков. Оперные и народные песни, каждое произведение — жемчужина исполнительского искусства. Инструменталисты тоже примут участие в концерте — скрипка, флейта, виолончель. Я очень люблю наших инструменталистов, они все необыкновенно талантливы.
— И все-таки кто ваш любимый композитор? Что ближе вам — романтическая или сложная интеллектуальная музыка?
— У меня есть несколько композиторов, которых я могу слушать даже в необыкновенно усталом состоянии. А от чего музыкант устает? Только от музыки! В любом состоянии слушаю Шуберта, Габриэля Форе, Равеля.
— Остается ли время еще на какие-то увлечения, кроме музыки?
— У меня есть безумное увлечение верховой ездой, но последние два года, к сожалению, никак не могу взяться за это снова. Обожаю лошадей! Ничего более совершенного в природе, на мой взгляд, больше нет. Ездить стала сразу — с первой попытки, я, как татарка, видимо, на генетическом уровне чувствую лошадь. Для меня важен сам процесс общения с лошадью. Эти животные невероятно интеллектуальны, понятливы, умны, очень чувствительны и очень эмоционально, энергетически мощны. Если в это общение включаешься, то от него очень трудно отказаться.
Особенная часть жизни музыканта — конкурсы. Совсем недавно Лейла Рубан была признана лучшим концертмейстером на конкурсе «Solo» в Тюмени. Но самой дорогой и самой важной считает свою первую победу на II Всероссийском конкурсе имени Свиридова в Курске. Конкурс был очень серьезный, в жюри сидели оперные исполнители самого высокого ранга — блистательные Ирина Архипова, Мария Биешу, Александр Ведерников.
— Для меня было большой честью и большой радостью, что Ирина Константиновна сама вручала мне диплом лучшего концертмейстера конкурса, — вспоминает Лейла Рубан. — А Александр Филиппович Ведерников сказал: «Я о таком концертмейстере всю жизнь мечтал!». Такие оценки дорогого стоят.
У Лейлы есть особый секрет настроя на выступление: «Перед каждым концертом я испытываю состояние необыкновенной радости и любви. Любовь — это когда есть что давать. Я испытываю радость от публичного общения с музыкой, от того, что могу показать людям что-то такое, чего они никогда в этой музыке еще не слышали».
И юбилейный концерт 13 декабря обещает подарить публике новые откровения от Лейлы Рубан. За этот подарок она благодарит всех, кто помог ему состояться:
— Хочу поблагодарить Владимира Андреевича Басунова. Для меня это сердечная потеря, я его очень любила, как родного человека, благодарна Раисе Васильевне Лапиной за ее теплоту, всем артистам, с которыми работаю, нашему коллективу. Я их всех очень люблю. Их имена озвучу на концерте. Благодарю друзей и близких за то, что в тяжелые времена (первые годы в Кургане) они были рядом. Со стороны, может быть, странно, что концертмейстер, то есть артист второго плана, тот, кто стоит в тени солиста, дает сольный концерт. Я благодарна директору Виктору Николаевичу Антипину и художественному руководителю Сергею Сергеевичу Потапову за то, что они меня поддержали в идее провести концерт в честь 15-летия моей работы. Не думаю, что подобное часто происходит в других городах.
Светлана КошкароваГазета «Курган и Курганцы» №138