Представляемый проект является во многом уникальным. Вера или неверие, страх или совесть, «с Мастером или с Воландом, с маслицем или с голодом»… этот выбор встает перед каждым человеком независимо от эпохи, внешнего антуража или уровня развития технологий. В этом контексте представляемые произведения отражают перекличку эпох, разделенных 4 столетиями. Кантата «Stabat Mater dolorosa» («Стояла Матерь скорбящая») Дж. Б. Перголези, исполнена страдания и скорби по Спасителю, страдавшему и погребенному, и нет в мире силы, способной утишить скорбь Матери. Но Спаситель воскрес в третий день после погребения, и этому чуду посвящена кантата «О Воскресении» (2015 г.) современного московского композитора Дмитрия Степанóвича.
Еще одним связующим эпохи звеном является солист контр-тенор. Специфика этого голоса, его небесная красота и некоторая надчеловеческая тембральность являлась причиной того, что такие голоса активно использовались в католическом церковном обиходе. В православной традиции эту роль выполняли мальчики-дисканты. Участие контр-тенора в исполнении этих двух произведений подчеркивает преемственность музыкальной и историко-художественной идеи.
Следует сказать, что роль контр-тенора в этом проекте весьма многозадачна. Сама идея такого представления возникла у Олега Безинских, которой он и поделился с композитором.
Сам автор так говорит о созданной им музыке: «Зачем была написана кантата? …Благодать — понятие, по-моему, очень личное. Церкви учат подступать и стремиться к ней, но говорят, что сами они — подсвечник, тогда как свеча — сам Живой Бог. Иначе — при всех опасностях прочих подмен, без ощущений с помощью музыки у молящегося Присутствия, происходит кумиротворение, нарушение первейшей заповеди.
В процессе написания Сам Высший призывается определить пути и меры музыки, и призывается до тех пор, пока не возникнет чувства „здесь“.
И
тогда воля автора как таковая исчезает, оставаясь сама проводником Ему. Остается только забота об удобстве исполнителей, чтобы скрипке было приятно, чтобы голосу было красиво и даже эффектно. Это же не просто так, это же Голос Человека! Прославляя Бога, ему и „гордо звучать“ не всегда возбраняется…».
Исполнители: Олег Безинских (контр-тенор), Дарья Давыдова (сопрано), ансамбль солистов Театра старинной музыки МГУ «Voci di ricci» (руководитель Дмитрий Степанóвич), камерный оркестр под управлением заслуженного артиста РФ Антона Орлова.
Е.Малеева