Open air фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»
Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.
Александр Гордон
Александр Гордон: «Публика в Елабуге золотая»
— Как вам удалось удержать людей под проливным дождём? Секрет в вашей мега-популярности? В уважении публики к пианисту Борису Березовскому? В любви к классической музыке?
— Роль своей персоны я не преувеличиваю. Меня не было первые три фестивальных дня, однако публика всех музыкантов встречала так же горячо. Жаль, что из-за дождя мне пришлось читать стихи пять минут, а не сорок пять… Ещё наверстаем: моя чтецкая программа рассчитана на два с половиной часа.
Борис сыграл на фестивале главную роль. Он играет главную роль везде, где появляется. Обладает колоссальной интуицией, позволяющей ему «фильтровать» людей, делить на своих и чужих. Березовский почувствовал, что в Елабуге звёзды сошлись: удивительной красоты природа, благодарная публика, поддержка администрации города и властей Татарстана. Энтузиастки из Елабужского музея столько сил приложили для организации фестиваля, они же реально живут любимым делом! Борис ощутил, что именно здесь могут объединиться высочайшего класса профессионалы и ценители искусства с детьми, собаками, походной кухней… На фестивале царила незабываемая атмосфера! Четыре вечера подряд примерно от 7 000 до 10 000 зрителей собирались на open-air и по два с половиной часа слушали классическую музыку, устраивая артистам овации стоя. Я такого не видел нигде и никогда. Борис в крошечном городке продемонстрировал исполнительский хай-класс, как и на всех своих концертах по миру. А каких музыкантов он пригласил! Скрипачи Павел Милюков и Никита Борисоглебский — они же боги. Виолончелист Александр Князев — полный улёт! Публика вставала и аплодировала ему там, где пришла бы в восторг и европейская публика. А Игорь Лерман с его Камерным оркестром — фантастика! Если бы не Борис, кто бы узнал, что в Набережных Челнах есть такой прекрасный оркестр? Они провели все четыре дня как бы на «бэке», будто слегка подыгрывая солистам. Но делали это чутко, тонко, изысканно. Музыканты Лермана соответствуют струнному оркестру мирового уровня.
Телеведущий Александр Гордон и его поклонники
В том, что люди остались слушать стихи и музыку под дождём, не наша с Борисом заслуга. Зрители сами настояли, чтобы концерт продолжался. Мы-то готовы были объявить антракт на время грозы, но люди сказали: «Играйте!» О такой аудитории каждый артист может только мечтать. Публика золотая. Хочу показать здесь свой новый фильм «Дядя Саша», где, кстати, снялся и Борис Березовский, и даже не сомневаюсь, что отклик будет хороший. В общем, я в культурном шоке, честно.
Александр Князев
Александр Князев: «Другого подобного фестиваля в России нет»
— Вы всюду играете с такой поразительной самоотдачей? И на престижных зарубежных сценах, и в маленьких российских городках?
— Иначе играть не умею. Для меня каждое выступление — радость и счастье. Неважно — Вена, Париж, Нью-Йорк или Елабуга. Всюду есть сцена, люди, музыка… Такой огромной аудитории у меня в жизни не было! В провинциальном городке около 7 000 зрителей каждый вечер по два с половиной часа сидели на траве и слушали классику: по-моему, это прекрасный показатель. Значит, не так уж плохо обстоят дела с культурой в нашей стране. Считается, что в маленьких российских городах интерес к академической музыке меньше, чем в столицах, но этот фестиваль доказывает обратное! Предполагал, что к идее Бориса Березовского возникнет интерес, потому что имя этого пианиста огромно, оно магнитом притягивает публику всего мира. Но чтобы в Елабуге собрались тысячи людей послушать серьёзную программу — Баха, Бетховена, Моцарта, Рахманинова… Невероятно.
— Я слушала вас и думала: один из выдающихся виолончелистов мира играет Моцарта, а рядом резвятся маленькие дети, бегают собаки, мальчишки играют в футбол… Вам это не мешало?
— Если бы я играл в КЗЧ, нарушение тишины в зале мне бы помешало. Здесь же совсем другой формат: абсолютная тишина на лужайке не предполагалась. Музыканты играли при мощных усилителях, звук разлетался на весь город. Первый фестивальный концерт я слушал на балконе отеля: можно вообще никуда не ходить (смеётся). Воспринимали музыку прекрасно. Я же видел, что большая часть людей, а их тут тысячи, слушали, причём очень внимательно. Аплодировали стоя. Концерт Гайдна эффектный, конечно, и всегда вызывает восторженную реакцию, но то, что местная публика встанет с земли в едином порыве, будет аплодировать и кричать «браво» — поразительно! Даже в солидных концертных залах такое случается нечасто.
Юные зрители фестиваля
А дети есть дети. Да, они прыгают и скачут, играют в мяч, но периферическим слухом улавливают музыку. Чтобы ребёнок полюбил классику, прежде всего надо, чтобы он начал её слушать. Хоть каким-то образом! Насильно усадить за парту и сказать: «Слушай Симфонию № 4 Брамса, она гениальна», — самый ужасный метод. Ребёнок заскучает и, что хуже всего, начнёт испытывать резкую антипатию к музыке. Здесь же приобщение к прекрасному происходило ненавязчиво: дети резвились, никто их не поучал, но так или иначе они воспринимали музыку. Это самый правильный и позитивный способ заинтересовать классикой. Я считаю, что это прорыв: другого подобного фестиваля в нашей стране нет, он первый в России.
Айдар Салахов
Айдар Салахов: «Природа слушала музыку Вивальди»
— Айдар, ты родился и вырос в Елабуге. Много ли земляков пригласил на свой концерт? И случались ли подобного масштаба музыкальные события в твоём родном городе?
Мне 25 лет, и больше десяти лет я не живу в Елабуге: с 14 лет учился в Москве в музыкальном колледже им. Шнитке, потом в Российской академии музыки им. Гнесиных. Моя мама живёт в Елабуге. Конечно, ничего подобного здесь я не видел: такой грандиозный фестиваль впервые в моём родном городе, Республике Татарстан, даже во всей России. Так много людей, и все такие искренние! Выйдя на сцену, я ощущал зрительское тепло земляков. Хотя приглашал только родных. Но после концерта ко мне подходили одноклассники, соседи, знакомые, которых не видел много лет.
Павел Милюков и Никита Борисоглебский
Больше всего понравилось плодотворное общение артистов с публикой, организаторами и творческий контакт между музыкантами, которые чувствовали и понимали друг друга без слов. Мы находились в творческом процессе: играли и одновременно сочиняли, импровизировали. Настроение импровизации исходило от художественного руководителя фестиваля Бориса Березовского. Ведь когда мы с ним впервые сыграли дуэтом «Думку» Чайковского, это был экспромт! На сей раз Борис спросил: «Можешь сыграть что-нибудь со скрипачами?» И мы с Павлом Милюковым исполнили «Забвение» / Oblivion Астора Пьяццолы. Борис сказал: «Аргентинское танго — отлично. Надо ещё что-то». И я предложил скрипачам сыграть знаменитый «Чардаш» Витторио Монти — гениальную и бессмертную вещь! Получился настоящий джем-сейшен. Павел Милюков и Никита Борисоглебский склонялись к тому, чтобы больше позаниматься, хорошо отрепетировать, а я говорю: «Ребята, всё получится». И сыграли здорово! Ну, а заключительный фестивальный концерт под проливным дождём вообще уникален. Я убеждён, что природа услышала музыку Вивальди. Ведь в части «Лето» из концерта «Времена года» в нотном тексте буквально прописана гроза, и она случилась! Музыка и природа находились в гармонии, такое возможно только в формате open-air. Промокшие под дождём люди слушали концерт и были счастливы… Я смотрел на них и думал: «Неужели такое возможно?» Прекрасно, что фестиваль завершился на радостной ноте.
Татьяна и Сергей Никитины
Татьяна и Сергей Никитины: «Это и есть культура в массы!». Татьяна Никитина
— Выступить на фестивале классической музыки — большая честь для нас, поскольку сами мы принадлежим к авторской поэтической песне: стараемся найти свою интонацию в интерпретации стихотворений с помощью музыки Сергея и нашего исполнения. С самых первых шагов на сцене мы стремились к высокому профессиональному уровню. Возможно, поэтому композиторы и классические исполнители всегда уважали нас и привечали композитора Сергея Яковлевича Никитина. Приглашение на такой фестиваль — знак того, что нас принимают по-настоящему серьёзные музыканты.
Мне кажется, в нашей стране нет достаточно широкой пропаганды высокого искусства. Когда в Центральном парке Нью-Йорка люди лежат на траве, а выдающиеся симфонические оркестры бесплатно играют для публики великую музыку, это и есть культура в массы. В Елабуге произошло то же самое: музыканты мирового уровня играли, а люди по желанию и велению души приходили и слушали. Ведь это дорого стоит! При том, что среди зрителей царила весьма вольная обстановка, большинство из них сидели на траве, музыкантам не было ни малейшей скидки. Концерты такого уровня составили бы честь любому из лучших залов мира. Фестиваль в маленьком городке Елабуга показал, как должно быть в России. Последовать этому примеру может любой российский город, если есть желание и понимание того, как важно преподнести настоящее высокое искусство людям.
Даже в грозу зрители продолжали слушать концерт
В Елабуге объединились музыканты высокого полёта и прекрасные организаторы, которые стали друзьями. И всё оказалось замешано на огромной любви к искусству и взаимном уважении. Вот пошёл дождь стеной. Народ начал было расходиться, но на сцену вышел Борис Березовский — пианист, которого ждут в лучших концертных залах мира! Сел за рояль и начал играть так, словно вынул из себя душу и подарил её людям. Это дорого стоит. Особенно сейчас, когда всё вокруг переместилось в плоскость коммерции. А здесь мы попали в царство подвижничества и служения искусству.
Сергей Никитин
— Для меня главное, что организаторы фестиваля проявили уважение к публике. Отнеслись к людям не как к толпе, которой понятны лишь два притопа и три прихлопа, а как к личностям, стремящимся совершенствоваться, приобщиться к высоким образцам культуры и искусства. И зрители с благодарностью почувствовали это, оценили. Уважение к человеческому достоинству каждого, обращение к самому лучшему, что есть в людях, — это из жизни общества, в котором мы хотели бы жить, но пока не получается, к сожалению. А здесь получилось! Хотя бы на четыре дня.
Сегодня на российской эстраде присутствуют две крайности: с одной стороны — сфера обслуживания, с другой — сфера служения. Участники фестиваля «Летние вечера в Елабуге» проявили именно служение людям, искусству и, извините за громкие слова, Отчизне. Потому что с таким огромным уважением и любовью относиться друг к другу, коллегам-музыкантам и всем зрителям, нашим соотечественникам, — это и означает служить Родине.
Игорь Лерман — руководитель Камерного оркестра из города Набережные Челны
Игорь Лерман: «Березовский сыграл красивый финал»
— Вы — один из организаторов фестиваля. Удалось ли осуществить задуманное?
— Если хочешь устроить настоящий праздник, то лучше и быть не может! Казалось, только вчера мы сочиняли программу фестиваля, а сегодня он уже завершился… Жаль, время быстротечно. Надо жить и радоваться каждой минуте — вот, пожалуй, главный вывод, который я сделал по окончании фестиваля в Елабуге, где соединилось всё: высочайший профессионализм организаторов и музыкантов, постоянная смена декораций на сцене и в природе. Солнце и дождь. Мы опасались, что из-за погодных условий вообще ничего не состоится. Молились всем богам и… небо нам благоволило. Три дня вопреки прогнозам светило солнце. А то, что на четвёртый день в грозу и проливной дождь музыканты и зрители не дрогнули перед стихией, — это великая память. Конечно, если бы не Березовский, такого красивого финала не получилось бы. Он не просто великий музыкант. Все звёзды на погоны — «самый востребованный в мире…» и прочее — он давно получил. Боря просто классный. Вышел и сыграл один вальс Шопена, другой… И даже те люди, которые в жизни не знали, что есть такой композитор Шопен, стояли под дождём и слушали! А ведь в Бориса да и в любого из зрителей могла ударить молния. И мы никогда бы себе этого не простили…
Пианист Борис Березовский — художественный руководитель фестиваля
А когда гроза миновала, Борис вытолкнул на сцену скрипача Павла Милюкова в разноцветных шортах. Когда все промокли насквозь, наплевать на пресловутый дресс-код. Я не представлял, как елабужский или челнинский зритель будет слушать Сонату-балладу № 3 Эжена Изаи. У этих людей нет опыта слушания сложного музыкального материала. Но как сыграл Паша! Даже я, скрипач, знающий в этой балладе каждую ноту, был поражён. И как его приветствовали люди! За четыре дня публика приняла огромную дозу серьёзной музыки. «Крейцерову сонату» Бетховена, квинтет Брамса, квинтет «Форель» Шуберта, Концерт № 1 Рахманинова публика не просто слушала, она визжала от счастья. И я понял, что недооценивал своего зрителя.
Без Татьяны и Сергея Никитиных не могло быть гармоничного финала. Я хотел, чтобы именно они закрыли фестиваль. Почему музыка, которую сегодня называют классикой, пережила века? Потому что она искренняя, написанная от чистого сердца. И мне было важно, чтобы искренние, задушевные песни в исполнении Никитиных завершили музыкальный марафон. Я видел восторженные лица зрителей, слушавших Татьяну и Сергея, и у меня в глазах стояли слёзы.
В 1980 году я влюбился в Елабугу. Однажды пешком пришёл в этот город через плотину из Набережных Челнов, шёл полдня… Мне нравилось пройтись по старинным улочкам XIX века, постоять на высоком берегу Камы, где время будто остановилось. Давно мечтал поиграть с Березовским, но не знал, чем его заинтересовать. И я привёл его сюда, на Шишкинские пруды: «Давай проведём в Елабуге фестиваль, тебе здесь нравится?» И он тоже влюбился в это место. Потом прислал СМС: «В июле меня приглашают в Рим, ответь точно: фестиваль в Елабуге состоится?» Отвечаю: «Ничего не могу гарантировать. Выбирай надёжный для тебя вариант». А он мне написал: «Предпочитаю Елабугу». Я мечтал об этом празднике 38 лет. Всё в жизни сбывается, надо только уметь ждать.
Более 40 000 зрителей побывали с 12 по 15 июля на Шишкинских прудах
Фотографии предоставлены Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
Источник:
www.chaskor.ru