Маэстро приглашает друзей!

Добавлено 10 декабря 2014 muzkarta

Государственный симфонический оркестр Удмуртской Республики

Досье:
Николай Роготнев — главный дирижер Государственного симфонического оркестра Удмуртской Республики и главный дирижер Театра оперы и балета УР. Окончил Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского. Лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель искусств УР, лауреат Государственной премии УР.

Николай Роготнев — дирижер от бога. Николай Роготнев — главный дирижер симфонического оркестра Удмуртии уже более 20 лет. Под его руководством оркестр не раз выезжал на гастроли в Италию, Швейцарию, Испанию; участвовал в международных конкурсах и фестивалях симфонической и эстрадно-симфонической музыки. Последние четыре года является главным дирижером Государственного театра опреы и балета УР. Дирижер-постановщик балетов: «Дон Кихот», «Виват, Дягилев!», «Щелкунчик», а также опер «Аида» и «Каста дива». Стажировался в театре «Новая опера» у Е.Колобова и в Мариинском театре у В. Гергиева. В 1996 и 1997 годах обучался в Швейцарской академии музыки (мастер-класс Р.Шумахера). В январе у Николая Роготнева — юбилей. Ему исполняется 50 лет. Наш корреспондент встретился с маэстро и попросил рассказать его о своей творческой деятельности.

— Николай Серафимович, когда вы начали заниматься музыкой?

— Я родился в 1965 году в селе Якшур-Бодья. Мой отец Серафим Захарович работал электрогазосварщиком, а мама Лидия Андреевна была бухгалтером заготконторы. Кроме меня у родителей был еще один сын, который был старше меня на 15 лет. В музыкальную школу я пошел записываться «за компанию» с моей одноклассницей. И хотя набор там уже был закончен, тем не менее, меня записали в класс скрипки. Но я выдержал только до конца учебного года, а потом стал заниматься игрой на баяне. Хотя мне очень хотелось играть на фортепьяно, однако мама сказала: «Фортепьяно мы не можем тебе купить — это очень дорого, мы не потянем. Лучше купим тебе баян». И мне купили баян за 60 рублей. Учился я неплохо, и даже выступал на различных концертах и конкурсах. Помню, даже стал лауреатом I республиканского детского музыкального конкурса имени Чайковского, который проходил в Воткинске.

— Вы, наверное, с детства мечтали стать музыкантом?

— Не совсем так. Вначале я хотел стать водителем трамвая. Потом — преподавателем математики, но после окончания школы я решил продолжить свои занятия музыкой и поступил в республиканское музыкальное училище, именно там я понял, что хочу заниматься оперно-симфоническим дирижированием. Поэтому после окончания училища поступил в Уральскую консерваторию имени Мусоргского и с отличие закончил её, получив квалификацию «концертный исполнитель, дирижер оркестра народных инструментов». А потом закончил аспирантуру по специальности дирижера симфонического оркестра. После окончания консерватории в 1992 году я приехал в Ижевск и начал работать в театре оперы и балета. Но я всегда хотел стать дирижером симфонического оркестра, и на мое счастье как раз через год был создан Симфонический

оркестр Удмуртии, куда меня пригласили работать.

— А вам не тяжело совмещать работу?

— Тяжело, но что делать! С другой стороны, у меня есть возможность проявить себя в разных сферах деятельности. То есть я могу «продирижировать» балет, оперу, симфонию, концерт. Кроме того, я работаю с солистами, хором. Это такой большой простор для творчества!

— Как складывается ваш рабочий день?

— Каждый день с утра у меня репетиция в театре оперы и балета, потом я еду в Дом молодежи, где проходят репетиции симфонического оркестра, а вечером — концерт или спектакль в театре. Как я говорю: «К станку выходим каждый день». Кстати, наш Симфонический оркестр Удмуртии ведет большую просветительскую работу. На протяжение многих лет мы организуем абонементы для зрителей самого разного возраста — для учеников младших классов, старшеклассников, студентов и для старшего поколения. Мы часто выступаем с различными известными исполнителями.

— А часто ли вы гастролируете?

— Да, причем мы не только выступаем в городах и районах Удмуртии. Оркестр не раз выезжали за границу, например, были в Испании и Марокко. Кроме того, уже много лет подряд каждое лето ездим в Италию. Однажды мы даже выступали перед папой Римским. Тогда наш оркестр исполнил мессу, посвященную Иоанну Павлу Второму. Конечно, любая такая поездка за границу запоминается надолго.

— Какая музыка вам нравится?

— Конечно, любимым композитором был и остается Петр Ильич Чайковский. Но вместе с тем мне нравятся и другие композиторы. Обычно, когда я как главный дирижер формирую программу, то стараюсь полностью изучить творчество того или иного композитора. Слушаю, как его произведения исполняют разные оркестры. Могу отметить, что мне нравятся симфонии Шумана, концерты Брамса, музыка Рихарда Штрауса.

— Чем вы сейчас занимаетесь сейчас, к чему готовитесь?

— Вы, наверное, знаете, что сейчас идет реконструкция театра оперы и балета. Но мы не прекращаем репетиции, гастролируем по районам Удмуртии. Кроме того, репетируем новую постановку оперы Пьетро Маскани «Сельская честь» и балета Чайковского «Лебединое озеро». Думаю, что зрители увидят их уже в будущем году. А с Симфоническим оркестром мы готовим творческий вечер «Маэстро приглашает», который состоится 14 января в Национальном театре.

— Что ожидает зрителей на этом вечере?

— Это сюрприз. Могу только сказать, что в первом отделении будут звучать классические произведения в исполнении артистов театра оперы и балета, а во втором отделении будут музыкальные шутки и приколы. Конечно, на сцене буду выступать мои давние друзья и коллеги из разных творческих коллективов.

— С каким настроением вы встречаете свой юбилей?

— Мне всегда казалось, что жизнь такая длинная! Но оказалось, что время бежит так быстро! И мне даже страшно подумать, что исполняется уже 50 лет. Но, если честно, я не люблю оглядываться назад и подводить итоги. Мне кажется, что надо смотреть вперед и только вперед. Жизнь дирижера — это бесконечный бег с препятствиями!

— Журналисты любят задавать вопросы о творческих планах. Артистов они спрашивают о том, какую роль хотелось бы сыграть, художников — какую картину написать. Позвольте и вам задать вопрос: «Какие планы на будущее?».

— А что может дирижер? Он может познакомить слушателей с определенной симфонией или концертом, своим видением произведения, конкретным солистом или музыкантом. Это моя жизнь, и другого я ничего не умею делать. А если говорить о планах, то в следующем творческом сезоне я планирую выступить с молодым талантливым пианистом, лауреатом различных международных конкурсов Филиппом Копачевским, известным скрипачом Павлом Милюковым, с пианистом Вячеславом Грязновым, который объездил уже полмира. Хочется сыграть симфонию Шумана, 4-ю симфонию Чайковского, музыку Рихарда Штрауса. Пока есть желание, надо обязательно играть!

— Расскажите про свою семью.

— Моя жена Марина преподает в республиканском музыкальном колледже, она является руководителем фольклорного коллектива. Старшая дочь Дарья закончила музыкальную спецшколу при республиканском музыкальном колледже по классу фортепьяно, но после школы поступила учиться в ИжГТУ. Сын Дмитрий пока еще школьник, но тоже занимается в музыкальной школе — играет на балалайке.

— То есть можно сказать, что у вас вся семья — музыкальная. Наверное, дома устраиваете концерты? Или у вас — семейный оркестр?

— Нет, боже упаси. Хотя дома иногда поем с женой по праздникам. А вообще дома я изучаю партитуры, слушаю музыку.

— На пластинках или на дисках?

— По Интернету! Интернет — это великая штука! Разные дирижеры, разные интерпретации, сравниваешь исполнение одного и того же произведения в исполнении разных оркестров (фразировка, штрих, темп). Одним словом дирижерская «кухня». Поэтому я смотрю и перенимаю опыт у блестящих маэстро: Е. Светланова, Ю. Темирканова, В. Гергиева, Е. Колобова, Г. Караяна…..

— А чем вы занимаетесь в свободное время?

— Свободного времени почти не бывает. Но летом мы с семьей выезжаем за город, у нас есть домик

в деревне. Копаем грядки, выращиваем картошку.

— Ваше любимое изречение?

— Главное — делать свое дело честно!

Галина Павлова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору