Есть музыканты, тратящие дни на шлифовку своей техники, но за круговертью гамм и арпеджио убивающие в себе художника. Когда таковые выходят на сцену, зрители видят только работу. Каждой фалангой пальца, кистью руки или клеточкой напряженного тела. О творчестве можно забыть. Ты будто вмиг узнаешь о них все и теряешь к ним интерес. Но встречаются и другие: их всякий раз открываешь заново, словно неизведанную планету, со смаком постигая талант и не переставая гадать, долго ли продержится твоя внутренняя Бастилия под напором их мастерства. Когда слушаешь их игру, то совсем не задумываешься о том, что это трудно или требует много сил. Тут возникают мысли иного толка. Например, сколько нужно иметь за душой, чтобы многократно сжигать свое сердце дотла и не бояться опустошения? Даниил Гришин — один из таких. Альтист и дирижер, доцент Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, виртуоз с мировым именем, настоящий Ангел музыки вновь коснулся нас своим крылом 27 января.
Сегодня очень модно слово «харизма», его используют направо и налево, по поводу и без. В случае с Даниилом Гришиным оно абсолютно оправдано. Взгляните на него: высокий, по-богатырски могучий, словно весь он — одна звучащая глыба. И вместе с тем, какие глаза!.. Они до краев наполнены добротой, детской доверчивостью, неуемной любовью к людям и неиспорченностью славой. Когда встречаешь его в коридоре консерватории в те редкие «окна» в гастрольном графике, то даже в голову не приходит, что этот скромный добряк в джинсах и толстовке — гений альта, признанный самим Юрием Башметом. И вот он снова на сцене Чувашской государственной филармонии, в тандеме с Камерным оркестром под руководством Сергея Григорьева.
Пожалуй, непредсказуемость — главный его козырь. Сегодня, как и всегда, целая радуга настроений, идей, прикосновений к струне. И нерв, натянутый подобно луковой тетиве, и томление, на которое только способна влюбленная душа, и трагедия одиночества. Бетховенский Романс Фа мажор op.50 в переложении для альта и камерного оркестра, на первый взгляд, кажется не более чем безобидной кантиленой. Води себе смычком, рисуй фразу за фразой, расслабься и получай удовольствие от безоблачного неба. Однако Даниил Гришин и здесь умудряется отыскать для себя «подводные камни», укладывая не обремененный переживаниями текст в ритм своего сердцебиения. Это не любование пейзажем или прогулка лунной ночью. «На кону» монолог личности, преодолевшей долгий жизненный путь, закованной в цепи разлук, разочарований, быть может, даже измен и такт за тактом очищающей душу с помощью своих тихих воспоминаний. Типично романтическое содержание, но, тем не менее, в классической огранке, без стилевых «нарушений» и вольностей. Строго, без излишеств, интонационно емко, сдерживая характер «в узде».
Квинтет И. Брамса op.115 в переложении для альта и камерного оркестра — это, напротив, не внутренняя, а внешняя борьба. Больше действия, активности, импульса. Мятежный, сочетающий в себе возвышенность и низменность, надеющийся на спасение и в отчаянии опускающий руки герой преодолевает испытание за испытанием. Серенада для струнных № 3 op.21 Р. Фукса доказала, что Камерный оркестр Чувашии — достойный партнер для гостя. Исполнение напомнило портрет прекрасной девы. Целомудренное и собранное начало, похожее на смиренную молитву, с легкостью перепорхнуло в кокетливый менуэт. Возникло ощущение, будто героиня этого музыкального романа, еще минуту назад преклонившая колено перед ликом Мадонны, отправилась на бал и теперь флиртует с приглянувшимся ей кавалером. А каков был финал, ворвавшийся после всяческих изяществ и лукавств подобно огнедышащему дракону… Даниил Гришин словно зарядил наших музыкантов своей радугой настроений.
Мария Митинаvk.com