Мария Сафарьянц: «Любите свое время!»

Добавлено 27 апреля 2017 muzkarta

Фонд «Дворцы Санкт-Петербурга», Симфонический оркестр Ленинградской области, Яна Иванилова (сопрано)

Мария Сафарьянц, скрипачка, заслуженная артистка России, художественный руководитель Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», а также президент Фонда, создатель проектов «Музыкальные сезоны в Константиновском», «Петербургские набережные» и «Музыкальные вечера в Президенсткой библиотеке», уже не раз выступала на страницах нашей газеты. Каждый раз это была интересная беседа — о музыке, образовании и культуре, национальной самобытности. В этом году мы встретились с Марией Саркисовной в преддверии юбилейного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга».


— В этом году фестивалю исполняется 25 лет. По вашему мнению, это солидный возраст?
— Это фестиваль-долгожитель, если учитывать, что родился он уже в новой России. Представьте, как много всего изменилось, какой путь мы прошли с 1990 года. Я напомню, что фестиваль был создан в 1990 году, и по идее ему должно быть 27 лет, но в его истории был перерыв по объективным обстоятельствам. Таким образом, мы старше по году создания, чем «Звезды белых ночей». Вопрос в том, с чем сравнивать. Самый старый фестиваль в Европе, по моим сведениям, — это «Арена ди Верона». Она была создана в 1913 году, тогда и состоялась первая постановка оперы «Аида» Верди, которая до сих пор идет в первозданном виде. Там даже есть мемориальная доска основателю фестиваля. С моей точки зрения, такая связь времен — это идеальное изобретение человека, оно дает возможность народу чувствовать себя нацией. Люди понимают, что находятся в античном колизее и слушают национальную оперу великого Верди.

— О чем вы задумываетесь на пороге новой четверти века?
— В голове мысли о том, что без обновления жизни нет. Прожив с фестивалем четверть века, а это действительно немало, я понимаю, как много еще пока не удалось. Как известно, «опыт, сын ошибок трудных», а также существуют различные объективные и субъективные обстоятельства. Безусловно, я думаю о том, в каких формах мы будем дальше существовать. Я не сторонник революционных преобразований. Мне кажется, что идея была правильно задана изначально, и поэтому фестиваль столько прожил. Сегодня «Дворцы Санкт-Петербурга» — это уже часть истории Санкт-Петербурга, российской музыкальной культуры. Я имею в виду ощущение сопричастности к тому, что происходило во дворцах и резиденциях Российской империи, это связь времен в чистом виде.
Я уверена, что воображение наших слушателей, которые находятся в роскошных интерьерах, позволяет им представить, как шелестели кринолином в Тронном зале Екатерининского дворца Елизавета Петровна, Екатерина Алексеевна… Гербовый зал Эрмитажа, Георгиевский зал Михайловского замка, Зал Дворянского собрания… Наш народ пережил тяжелую историю, столько раз менялось устройство государства, и мы должны отстаивать интересы своей нации, в первую очередь — культуру. Каждый народ мы любим за некий его образ, представление о котором дает именно культура. Когда я работала за рубежом, даже еще в советское время, я всегда понимала, что я носитель определенной культуры. По моему мнению, уровень нации определяется по тем великим творцам, которых она дала миру. Каждый раз, когда я открывала вновь ожившие дворцы — сколько их было за все это время: Ротонду Мариинского дворца, Зеркальный зал Шереметевского дворца, Павильон роз в Павловске, Александровский дворец в Царском Селе, — всё, что воссоздали наши блестящие реставраторы, я думала, какое же это должно было быть мощнейшее государство, оставившее нам такое наследие!!! История не дает хода назад, но мы должны осознавать всё величие этой данности.

— Как вы относитесь к возрастающему числу социальных концертов?
— С каждым годом проводить фестиваль становится не легче, а труднее. Мы живем в кризисе, как и весь мир. Однако другого времени у нас не будет, кроме нашего жизненного пути, поэтому надо любить свое время. Я не сторонник многочисленных бесплатных концертов. Есть достаточное число людей, которые могут за разумные деньги купить билеты, потому что иначе происходит обесценивание, девальвация искусства. Классическое искусство — это дорогая история, которая связана с серьезным академическим образованием, часто жертвенным. Труд музыкантов велик! Есть еще такая психология: что бесплатно, то ничего и не стоит… Но обеспечить достойный концерт, спектакль — дорогая история.

— Фестиваль откроет опера Пьетро Масканьи «Сельская честь». Чем обусловлен ваш выбор?
— Это одна из самых любимых и популярных опер во всем мире. Она совершенна с точки зрения лаконичности, динамики и потому очень хороша в концертной версии. Мы ее никогда не исполняли на фестивале, у меня еще лично особое отношение.
С этой оперой связаны яркие воспоминания. Я принимала участие в составе оркестра филармонии, к нам приехали Елена Образцова и Гегам Григорян, дирижировал Альгис Жюрайтис. Какие кипели страсти на сцене! Это было так сильно, что «первого восторга чудный звук в душе не умирает» до сих пор. Потом я увидела знаменитый фильм Франко Дзефирелли.
А кроме того, сам сюжет историчен. Поднятая Масканьи тема была актуальной до начала XX века. Итальянские провинции жили по своим законам, страсти часто были сильнее рассудка. Убийство из ревности не считалось преступлением. Убийца ходил по деревне с окровавленным ножом как герой. Масканьи поднял тему убийства и греховной ревности. Помимо всего упомянутого, в «Сельской чести» так чудно вырисованы образы героев, такие великолепные оркестровые интермеццо! Другими словами, произведение для открытия выбрано мной с любовью. Ничего не должно быть притянуто за уши, подогнано под определенную тему. Самое главное, чтобы всё было настоящим: выбор произведения и его исполнителей. С моей точки зрения, я подобрала одних из лучших: Кьяра Таиджи (сопрано, Италия) в роли Сантуццы, Серхио Эскобар (тенор, Испания) в партии Туридду. В остальных ролях заняты артисты петербургских театров.
В концерте принимают участие Международный симфонический оркестр «Таврический» и сводный хор, в состав которого войдут: Хор Санкт-Петербургского государственного университета, Камерный хор Urbi et Orbi, Камерный хор «Консонанс» Санкт-Петербургского государственного технологического института. Дирижер — один из самых ярких и наиболее востребованных дирижеров Марко Гвидарини.
Я очень жду открытия!

— В Тронном зале Екатерининского дворца состоится загородное открытие фестиваля. Почему вы решили их разграничить?

— Загородные дворцы, резиденции представляют особую культуру, историю. Со временем появилась такая красивая традиция — открывать фестиваль в городе и за его пределами. Дэвид Дэниэлс (контратенор, США), один из признанных вокалистов во всем мире, будет исполнять Вивальди, Генделя, Баха и др. Я хочу отметить, что, невзирая на все полические распри, американская сторона на протяжении многих лет привозит музыкантов в наш город —
Рене Флеминг, Сондру Радвановски, Лоуренса Браунли, Николь Кабелль, Стивена Костелло и др. Все они, несомненно, первые лица мировой оперной сцены. Это свидетельствует о том, что для американцев важно представить свои музыкальные достижения в России. На одной из пресс-конференций их атташе по культуре сказал, что во времена политических разногласий особую важность приобретают культурные мосты. Пока к нам приезжают такие артисты, мы надеемся на разум.
— Я слышала, чтов этом году диапазон муыкальных направлений как никогда широк, это так?
— Да, вы правы. Так и должно быть. Я делаю фестиваль честно, я привожу первоклассных артистов специально на свое событие, арендую разные дворцы для концертов, они живут в лучших отелях, это всё очень дорого. Нужно искать бюджет. Я представляю тех артистов в петербургских дворцах, кого считаю этого достойным. Они должны соответствовать роскоши интерьеров талантом, качеством. Чем больше будет представлено разных историй, тем интереснее.

— Кто из друзей фестиваля примет участие в юбилее?

— 25 лет — это значимая дата. Что делает фестиваль событием? Участие в нем первых лиц мировой сцены. К нам уже, наверное, в 4-й раз приезжает любимый мной пианист Кшиштоф Яблонский. Публика его знает и придет его слушать, потому что это глубочайший мастер. Все пианисты играют Шопена, но шопеновских пианистов — единицы. Кшиштоф — из их числа. Научить играть Шопена по высокому разряду, как мне кажется, почти невозможно. Так же как можно научить писать стихи, но нельзя научить, как стать поэтом. На фестиваль приедет Ереванский камерный хор, дирижер Карло Понти, который в 1999 годупринимал участие в гала-концертев Царском Селе, посвященном 200-летию со дня рождения
А. С. Пушкина. В загородном открытии примет участие блистательная камерная и барочная певица Яна Иванилова, которую мы очень любим, это представитель высокого класса культуры вокала. Она может выступать в дуэте, училась не только в России, но и за рубежом. Вообще для артиста это большое дело — везде учиться. Только в этом случае он может что-то понять, принять или отвергнуть. Получая образование в разных странах, соприкасаясь с разными культурами, он становится музыкантом мира. И тогда артист лучше сможет оттенить свое национальное искусство. Я всегда говорю, что если человек не любит и не чувствует свою родину, то он и другую не полюбит. Уже несколько лет фестиваль сотрудничает с Международным симфоническим оркестром «Таврический» под руководством Михаила Голикова. Это прекрасный, очень «поворотливый», слаженный коллектив, Михаил Голиков — талантливый, прекрасно образованный дирижер, молодые артисты быстро выучивают произведения.
В фестивале будут участвовать уже полюбившиеся публике блистательные музыканты Федерико Мондельчи и Симоне Занкини, а также итальянский фортепианный дуэт. Я ничего с собой не могу поделать, у меня в приоритете наши музыканты и итальянские. Россия, и особенно Петербург, исторически воспринимает их артистический код. Италия — это страна маэстро, артисты здесь — и музыканты, и поэты, и повара. Закроет фестиваль Мишель Легран. По моему мнению, это гениально одаренный человек, чрезвычайно обаятельный, человек-символ, человек-эпоха. Его музыка — это такой аристократизм, такая чистота, романтизм. Сколько Grammy, Оскаров он получил! Я была на его концерте в ноябре, и меня потрясла его блестящая игра. А ведь ему уже 85! Он прекрасно общается с публикой, и слушатели его очень любят. У него особенные отношения с нашей страной, его здесь всегда ждут. После концерта он мне сказал: «Мария, пригласите меня сюда на белые ночи, это моя мечта». Мишель Легран в Царском Селе — это знаменательное, красивейшее событие, пожалуй, даже историческое.

— Волнуетесь ли вы перед юбилеем?
— «Дворцы Санкт-Петербурга» — это авторский фестиваль, я за него отвечаю, набиваю порой шишки. Я надеюсь, что моя публика, друзья фестиваля его примут. Самое главное — чтобы залы были полными, чтобы слушатели пришли. Я стараюсь сделать для этого всё, что в моих силах.
Беседовала Ксения ИВАНОВА

nstar-spb.ru/musical…ya-/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору