МАРИЯ САФАРЬЯНЦ: «Тема музыки и истории — богатейшая и красивая»

Добавлено 24 января 2018 волонтер

Фонд «Дворцы Санкт-Петербурга»

16 февраля в Президентской библиотеке на Сенатской площади откроется уникальный музыкально-просветительский проект «Музыка российской государственности». Мы поговорили о музыке, истории и современности с Марией Сафарьянц, заслуженной ратисткой России, известной скрипачкой, президентом Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга».

— Поводом для нашей встречи послужило радостное событие: возглавляемый вами Фонд международного фестиваля классической музыки «Дворцы Санкт-Петербурга» стал победителем Конкурса президентских грантов на 2018 год. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея проекта «Музыка российской государственности» и в чем его уникальность.

— Как я теперь поняла, президентские гранты выделяются на проекты, которые раскрывают страницы истории государства российского и влияют на общую ситуацию в стране, на всё то, что связано с сегодняшним днем. Мы проводили много консультаций, в частности с нашим партнером по этому проекту (как, впрочем, и по многим другим) Президентской библиотекой, и вышли на данную тему — музыка российской государственности. Проект объединил целевой профиль нашего фонда — музыкальную культуру, которой мы занимаемся уже больше 25 лет, и историю. Мы рассматриваем историю Романовых, всю имперскую культуру — от Петра I до последнего императора Николая II. История доказала, что чем сильнее государство, тем больше оно может обогатить мировую культуру. Вспомним Египет, Древнюю Грецию, Римскую империю… К истории императорской России это тоже относится. Сейчас благоприятный период, когда музыкальная культура очень востребована.

— Место для воплощения проекта выбрано не случайно… Президентская библиотека — ваш давний надежный партнер, не так ли?

— Это историческое здание Священного Синода, с которым у меня связана своя история. Мы одними из первых стали проводить здесь концерты с Константиновским фондом, затем открылись «Музыкальные вечера в Президентской библиотеке». Рядом Исаакиевский собор, Медный всадник, Нева… Первый фестиваль «Петербургские набережные» тоже открывался именно здесь. Помимо всего этого, Президентская библиотека — прекрасный партнер, так как она располагает уникальными историческими документами и готова познакомить с ними наших гостей в рамках проекта. Для публики будут периодически представлены различные экспозиции. Хочется открыть некие завесы тайны в музыкальной истории страны, донести до людей то, что раньше, возможно, им было неизвестно. История всегда была полем битвы, существует множество ее интерпретаций. Во многом мы — заложники той информации, которую до нас донесли историки различных эпох. Где-то фигурирует излишняя героизация многих исторических лиц, а где-то недостаточная, кто-то незаслуженно предан забвению. Я всегда относилась к истории с большим пиететом и интересом. Знание ее помогает понять сегодняшний день, и во многом история должна быть назидательной.

— Каким образом в проекте будет представлена историческая составляющая?

— В проекте слиты воедино Слово и Музыка. В нем участвует известный историк Александр Мясников. Это замечательный специалист, талантливый, обаятельный рассказчик, влюбленный в свою профессию. Мы сегодня восстанавливаем связь времен и осознаем ее. Сколько раз в XX веке менялось наше государственное устройство?! Сначала была империя, потом строилось другое государство, которое было разрушено в 90-е годы, наше время… Это все отражается в музыкальной культуре.

— Каждый концерт цикла посвящен одному императору и его музыкальной эпохе.

— Для меня все по-своему интересны. Наша задача в этом проекте — все собрать воедино и представить эпоху и ее влияние на музыкальное развитие страны. Петр I, Петербург, новая столица,. Но ведь здесь еще ничего не было! Всё, что происходило, стало продолжением эпохи Алексея Михайловича, который очень любил музыку, его сын Фёдор даже писал ее. Конечно, это была духовная, монастырская музыка. Московская Русь стала императорской Россией, после европейского путешествия Петра I начал постепенно меняться менталитет, сюда стали приезжать иностранные музыканты, началась струнная история. По сведениям историков, Петр I играл на гобое, а если точнее, то, скорее всего, на трубе, потому что тогда называли гобоем все духовые инструменты. Зафиксирован его барабанный дуэт с Меншиковым. Нужно упомянуть и петровские канты, знаменитые петровские ассамблеи, государственный протокол. Самое главное, что хочется донести, — это то, что страна исторически всегда была певчей, это православная культура духовной музыки, о которой сегодня свидетельствуют наша высокая хоровая культура… Музыка очень ярко представляет историю. Петр I — это эпоха барокко в Европе, торжество красоты в архитектуре, музыке, мышлении, которое постепенно добирается до нас. Каждый император вносил свою лепту. Не может быть великой страны без великой музыки. Этому способствовали эпохи Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, Петра III, Павла I… Позднее появилась роговая капелла. Страна у нас исторически музыкальная, Тема истории и музыки— богатейшая. Генеральный директор Президентской библиотеки А. П. Вершинин положительно принял этот проект и способствует его успешной реализации. У нас сложилась влюбленная в свое дело команда, которая с большим энтузиазмом отнеслась к идее разработки проекта, и мы надеемся, что сможем предложить публике 10 увлекательных вечеров. В центре царит творческая атмосфера, все изучают книги, Интернет, ищут новые детали. Я верю, что публика встретит этот проект с интересом. Известно, что просвещенная императрица Екатерина даже сама писала музыку. Петр III превосходно играл на скрипке, инструменты заказывали в Италии, в доме Страдивари, приглашались композиторы неаполитанской школы. Вспомним, что замечательный польский композитор Козловский создал военный гимн «Гром победы, раздавайся!», который практически играл роль гимна российской империи во времена Екатерины.

— Несколько слов об исполнителях…

— Мы сохраняем стиль наших концертов. При том что это просветительский проект, градус высокохудожественного решения концертов будет сохраняться. Артисты всегда должны быть первостепенные, талантливые, одаренные. В первом концерте, посвященном петровскому времени, примут участие широко известный в нашей стране замечательный Хор Свято-Даниловского монастыря, а также любимый нами Адмиралтейский оркестр и, наконец, аутентичный барочный ансамбль. Мы представим из этой эпохи наиболее интересное. Это будет Слово — Музыка, но ни в коем случае не лекция. О других концертах я пока не буду рассказывать, потому что это долгосрочный проект: до 1 декабря мы проведем десять вечеров, на которых хотим ярко представить музыку российской государственности. Нужно понимать, что первый русский великий классик М. И. Глинка написал оперу «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»), где царь — это монарх, жизнь за царя — значит жизнь за Россию. В этом произведении заложено мощное монаршество и монархическое мышление. Опера заканчивается своеобразным гимном: «Славься, славься, ты Русь моя, Славься, ты Русская наша Земля!»

— Кто ваш «любимый» император?

— Павел, потому что он являлся большим покровителем искусств, сам был очень музыкальным человеком, вся его семья была в музыке. Представьте себе отношение Павла Петровича к музыке, если он дважды ездил в Австрию на премьеры опер Моцарта. Его вклад в русскую культуру очень значителен. Он любил красоту, и свидетельством тому является изысканнейший Павловский дворец, который по своему вкусу и внутреннему убранству вызывает восхищение. Здесь есть и личная история, потому что в детстве я по три-четыре месяца проводила в Павловске, там каждый кустик, каждый камень любимый. Жизнь нашей семьи в России началась именно в Павловске. Папа мне много рассказывал о том, кто в доме жил до нас — это был, например, главный инженер российских железных дорог. Прошло много лет, и мои папа и дядя оказались в числе первых послевоенных выпускников Университета путей сообщения. Железная дорога тоже имеет свою музыкальную историю: Глинка, Павловский вокзал, Штраус… А XX век?! Великий симфонизм, советский авангард, песенники… Это тоже история страны, материал, которым нужно гордиться.

— Рассчитан ли ваш проект на молодежную публику?

— Мы будем приглашать студентов вузов, в том числе высших военных учебных заведений. В этом нам окажет поддержку Международный общественный Фонд культуры и образования. Здесь хочется вспомнить слова А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».

Я реалист и понимаю, что нельзя воспитывать агрессивно, можно представлять красивые проекты, как будто ловить на крючок прекрасным материалом. Нужно пригласить человека так, чтобы он в этот мир красоты попал и остался. Если это делается бездарно, то имеет место даже обратный эффект, человек больше никогда не придет. Это не стадионная культура, она требует доступа к душе, мыслям. Мы открываем дорогу туда, где каждый найдет что-то личное и важное именно для себя.

Беседовала Ксения ТОКМАКОВА

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору