Мастер Сандра

Добавлено 02 марта 2018 волонтер

Я стал забывать эту музыку…

Е. Шварц. «Обыкновенное чудо»

Все юбилейные статьи, как и счастливые семьи, похожи друг на друга: жизненный путь юбиляра развивается в форме рондо, с кульминацией на крещендо, выраженном в званиях, наградах, титулах и перечне всяческих земных почестей, обретенных героем статьи. Реже — в жанре мюзикла: скромный служитель муз однажды переживает некий профессиональный катарсис, который радикальным образом меняет всю его жизнь, вознося в одночасье на Олимп. Но в статье, посвященной скрипачке Сандре Шиндер, любой из подобных журналистских штампов неприменим в силу ее совершенно нетипичной, но от этого не менее блистательной карьеры.

Поначалу все складывалось вполне канонически: дочь известного скрипача, заслуженного артиста России Льва Наумовича Шиндера (1927−1999), концертмейстера Академического симфонического оркестра филармонии, профессора Санкт-Петербургской консерватории, учившего студентов-дирижеров мастерству руководства камерным оркестром. Ученица Антонины Максимовны Казариной — профессора кафедры скрипки и альта Санкт-Петербургской консерватории, народной артистки России. Превосходные технические данные, блестящая выучка, «породистый» сильный звук — все предвещало повторение судьбы ее уважаемых наставников. Но в последние годы обучения в консерватории Сандра оказалась в том составе студенческого камерного оркестра под руководством Л. Н. Шиндера, которому через несколько лет суждено было стать легендарной «Камератой». Студенческий коллектив возглавил Саулюс Сондецкис (1928−2016): его имя по-литовски буквально означало «солнце, солнечный». Знаменитый дирижер, создатель и, как он сам говорил о себе, «воспитатель оркестров», Саулюс «взошел» над Петербургом благодаря тогдашнему ректору консерватории В. А. Чернушенко, пригласившему маэстро из Литвы для работы со студенческим камерным оркестром.

Так появилась «Санкт-Петербург Камерата», стремительно взлетевшая на позицию одного из самых успешных, востребованных российских камерных составов. Успех молодежной симфониетты, с которой занимались и Л. Шиндер, и С. Сондецкис, был настолько заметен, что среди первых гастролей оказались совместные проекты с сэром Иегуди Менухиным и Мстиславом Ростроповичем.

В 1990 году по предложению директора Государственного Эрмитажа Бориса Борисовича Пиотровского (1908−1990) оркестр на некоторое время перешел под патронат Эрмитажа, затем был выбран в качестве партнерского коллектива звукозаписывающей компании «SonyClassical» и, наконец,

в 1994 году вновь был приглашен для выступлений в Эрмитаже, дополнив свое название брендом всемирно известного музея.

С 1997 года «Камерата» стала базовым коллективом Эрмитажной академии музыки — масштабной просветительской программы, включающей концерты и международные фестивали в исторических интерьерах Эрмитажного театра и других залов музея.

К этому времени Сандра стала бессменным лидером оркестра: росло не только качество молодого, мобильного коллектива, но и ее личное мастерство концертмейстера оркестра солистов — выпестованного Сондецкисом «золотого» состава «Камераты».

Один лишь перечень дирижеров и солистов, с которыми работал оркестр, свидетельствовал о его высочайшем профессиональном рейтинге, вполне сопоставимом с именитыми симфоническими коллективами: Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий, Максим Шостакович, Владислав Чернушенко, Александр Титов, Владимир Минин, Андрес Мустонен, Даниил Шафран, Наталья Гутман, Иван Монигетти, Владимир Крайнев, Сергей Стадлер, Николай Петров, Валерий Афанасьев, Игорь Ойстрах, Виктор Третьяков, Григорий Жислин, Катя Риччарелли, Дмитрий Хворостовский, Любовь Казарновская, Сергей Накоряков, Захар Брон, Елена Образцова, Роберто Аланья, Сондра Радвановски, Рене Флеминг, Александр Князев, Миша Майский и др.

Записи «St-Petersburg Camerata» включают 13 дисков, в том числе на фирме SONY CLASSICAL. В 2009 году оркестр принял участие в записи мгновенно ставшего бестселлером DVD, сделанного фирмой DECCA: «Короли оперной сцены во дворцах Петербурга», дирижер — Константин Орбелян, солисты — Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский.

Со дня основания и до официального прекращения деятельности в 2013 году Оркестром Государственного Эрмитажа

«St-Petersburg Camerata» было дано более 2500 концертов. На его счету выступления в лучших российских и зарубежных концертных залах, награды и свидетельства признания фестивалей в Японии, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Италии, Омане, Бахрейне, Китае. Грамоты Международного клуба друзей Эрмитажа и Управления делами Президента Российской Федерации. Все это время оркестр существовал в форме частного предприятия, и, несмотря на очевидную известность, все попытки сделать его государственным или муниципальным ни к чему не привели. По отношению к профессиональному сообществу «Камерата» и ее замечательные музыканты, к сожалению, были аутсайдерами.

И именно поэтому, кроме мифа, от этой прекрасной эпохи у них не осталось ни титулов, ни званий, которые давно бы уже предваряли фамилии музыкантов, служащих в государственном оркестре.

История оркестра, прошедшая в буквальном смысле через руки Сандры Шиндер в виде огромного и разнообразного репертуара, разветвлялась на множество камерных и сольных проектов с участием коллег и друзей, вовлеченных в орбиту «Камераты». В этих проектах задействован был не только ее удивительный скрипичный дар, но и явная склонность к театрализации, сценическому эпатажу, тонкой самоиронии. Например, одним из самых успешных проектов ансамбля солистов оркестра «Эрмитаж-квартет» и замечательного творческого коллектива Смольного собора была мультимедийная театрализованная программа «Времена года», заполнявшая до отказа, увы, уже утраченный зал в течение нескольких сезонов 2010—2016 годов. А уникальные камерные циклы в залах Эрмитажа, репертуар и сценические образы к которым придумывались порой буквально на ходу в соответствии с искусствоведческой темой музейного абонемента или сюжетами живописных полотен, которые предстояло музыкально «оживить». Импровизационный, барочный дух этих программ выражался не столько в исторической эпохе, к которой принадлежали исполняемые произведения, сколько в почти жонглерской атмосфере игры: в ней Сандра чувствует себя превосходно.

Одно из уникальных свойств, характеризующих лидерскую индивидуальность Сандры Шиндер, концертмейстера a priori, и ее совершенно особый путь в исполнительском искусстве, — это способность делать оркестром любой, даже случайный состав, к первому пульту которого она выходит. Не секрет, сейчас «оркестром» называется не только сыгранный коллектив постоянно работающих вместе музыкантов, но зачастую группа случайно собранных «под проект» лиц вне зависимости от того, заявлено ли в программе «симфоническое сопровождение» очередной поп-звезды, или серьезная классическая музыка. «Набрать оркестр» давно уже стало привычной функцией организаторов городских фестивалей, ориентированных в основном на концерты с участием знаменитых вокалистов, на так называемую «популярную классику».

Юбилейная статья не подразумевает критического разбора современного состояния симфонического жанра. Но именно кризис «оркестрового дела», поразивший в основном негрантовые муниципальные оркестры, музыканты которых, чтобы как-то выжить, мигрируют из одного состава в другой иногда в течение одного дня, как ни странно, способствовал кристаллизации концертмейстерского мастерства Шиндер. Перефразируя известную поговорку «короля играет свита», о ней можно сказать: «оркестр играет (в значении определяет) первая скрипка». Спокойно, предельно уважительно, властно (чтобы не сказать царственно), она обращается к любому оркестру так, как будто это Berliner Philharmoniker, и самый первый ее жест заставляет музыкантов ощутить тот уровень исполнительской, оркестровой культуры, о котором им наверняка рассказывали, но в обычной жизни он им так и не встретился. И это чувствуют не только оркестранты, но и дирижеры.

С Сандрой так получается всегда. Недаром в течение всей профессиональной жизни она является приглашенным концертмейстером нескольких, не только петербургских, оркестров. Сейчас ее график заполнен работой в детском музыкальном театре «Зазеркалье» и в оркестре «Северная симфониетта» Петербургского Мюзик-Холла под управлением маэстро Фабио Мастранжело, а также множеством сольных проектов и камерных программ.

Голос ее скрипки — коллекционного, унаследованного от отца Tononi — узнаваем в любом составе. Ее мастерство любимо слушателями, всегда ждущими от концертов с ее участием не только блестяще исполненной программы, но и яркого, захватывающего действа.

С днем рожденья, Мастер Сандра!

P. S. Иногда, в каком-то неуловимом повороте головы перед первым ауфтактом, мне кажется, в ней до сих пор сохранилось ожидание энергии протуберанца Саулюса: изящного взмаха руки с обрезанной фалангой мизинца в ее сторону и чуть растянутого, соскальзывающего, как волос со струны, литовского говора: «Сандро-о-чка, давай!»

Наталья КАТОНОВА

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору