Она сближает народы и помогает им лучше понять друг друга
В этом убежден талантливый скрипач Анар Юсифов, чье имя уже хорошо известно в Азербайджане, где он родился, в России, где он теперь живет и концертирует, да и в дальнем зарубежье тоже. Виртуозное мастерство принесло ему славу и любовь концертной аудитории, которую его скрипка заставляет радоваться, грустить, задумываться о жизни, становиться добрее и лучше, потому что именно в этом предназначение настоящего искусства.
На минувшей неделе в Тверской филармонии состоялся концерт Анара Юсифова. Вместе с джаз-квартетом «The Moscow Jazz Passengers» (Дмитрий Кондрашов — саксофон, Евгений Гречищев — фортепиано, Павел Протасов — контрабас, Александр Иванов — ударные) они привезли в Тверь знаменитые «Времена года» Антонио Вивальди, представив эти четыре скрипичных концерта в оригинальной джазовой обработке. Это презентация его нового проекта «Времена года — времена джаза»; впервые она прозвучала в Москве в конце марта, затем — в Риге, где также имела большой успех. Наши земляки смогли послушать скрипку Анара и его джаз-квартет благодаря региональной общественной организации «АзКаТверь» (Конгресс азербайджанцев Тверской области), которая старается знакомить наше общество с азербайджанской культурой и самыми яркими, талантливыми ее представителями. Мы встретились с Анаром Юсифовым, и он рассказал много интересного о музыке, и не только о ней.
— Анар, тверская аудитория с вами уже знакома, вы приезжали к нам со своей шоу-программой «Золотая скрипка», которая с успехом прошла во многих российских городах и за рубежом тоже. — Это была музыка разных эпох, стилей, направлений — русская и европейская классика, эстрадная лирика. И, конечно, азербайджанская классическая музыка.
— Как вы считаете, современный российский слушатель ее знает?— К сожалению, еще очень мало. За два десятилетия после развала СССР образовался вакуум, который в последние годы стал заполняться, пусть пока и медленно. Поэтому так ценны культурные контакты. Азербайджанская диаспора старается их восстановить и развить. Я очень благодарен губернатору вашей области, по чьему приглашению я тогда приехал, и Конгрессу азербайджанцев Тверской области, который оказал мне большую поддержку.
Музыка — это духовность, традиции, на этом люди воспитываются с детства. Моя задача как музыканта — привлекать внимание людей и к азербайджанской музыке, и к неким экстраординарным проектам, в которых задействованы азербайджанские музыканты.
— Вы часто бываете в Баку? Какая музыка сейчас там звучит?— С телеэкранов — то же, что и в России. К сожалению, это общая проблема — медиаресурс много всего навязывает, и нередко в эфире звучит низкопробная музыка, а хочется, чтобы молодежь слушала качественную.
— В Баку была очень неплохая консерватория…— Она и сейчас неплохая, только стала уже музыкальной академией. При ней сохраняется известная одиннадцатилетняя музыкальная школа имени Бюль-Бюля. Просто случился определенный провал, была «утечка мозгов», но база уже восстанавливается. Я знаю в Баку многих, кто получил хорошее академическое образование. Наблюдаю за бакинскими джазовыми музыкантами, они делают серьезные шаги в Европу. А ведь европейский слушатель избалован, чтобы туда пробиться, нужен высокий профессионализм.
Однако вернемся к теме нашего разговора. К сожалению, в России проводится очень мало концертов, чтобы приобщить людей к азербайджанской культуре, познакомить с азербайджанской музыкой. А это ведь не только та музыка, которая играется «на шесть восьмых». Это великая музыка! Это Узеир Гаджибеков, создавший первую оперу на мусульманском Востоке. Это Фикрет Амиров, Джевдет Гаджиев, Ариф Меликов…
— Азербайджанская музыка хорошо поддается джазовой интерпретации.— Да, потому что она очень мелодична. К сожалению, в этот приезд я не играю азербайджанской музыки…
— Но это, мы надеемся, не последний ваш приезд, и мы ее еще услышим в вашем исполнении. Будем считать вас музыкальным послом Азербайджана в Тверской губернии. А с чем вы приехали на этот раз?— Мы соединили XVIII век с XXI. Великое творение Антонио Вивальди «Времена года» настолько гармонично, что прекрасно сочетается с джазом. В Твери я впервые играю весь этот цикл из 12 частей. Мы постарались максимально бережно отнестись к авторскому тексту Вивальди, но наполнили его джазовыми элементами, то есть импровизацией и ритмом. Это наша трактовка, попытка осмыслить классическое наследие посредством такого мощного феномена, как джаз.
Я должен подчеркнуть, что мой приезд стал вновь возможен благодаря поддержке Конгресса азербайджанцев Тверской области. Хочу поблагодарить его лидера Фаяза Пашаева и, конечно, уважаемого Сардара Абдуллаева. Они меня взяли под свое крыло.
Прекрасно, что «АзКаТверь» продвигает азербайджанскую культуру и старается познакомить с ней россиян, поддерживает масштабные проекты. Это разумно и дальновидно. Надо развивать межкультурный обмен. Надо приезжать молодым исполнителям, которые несут в себе очень сильную энергетику. И поэтому нужна, конечно, поддержка бизнеса, поддержка национальных диаспор, что мы как раз встречаем в Твери.
Наш разговор был недолгим, Анара позвали на сцену, и он ушел, на прощание сказав:
— Меньше слов — больше музыки!
Беседовала и слушала музыкуЛидия ГАДЖИЕВАwww.tverlife.ru