К 70-летию композитора

Свой семидесятый день рождения 11 декабря маэстро скромно встретил в Санкт-петербургском Доме композиторов как ведущий своего авторского концерта, почетно разделенного с великим Йозефом Гайдном.
Прозвучавший вначале «Последний квартет» Гайдна № 83 (1803, двухчастный, неоконченный) был логично завершен музыкой гайдновской хоровой песни «Старик» в версии для струнного квартета, осуществленной юбиляром по собственной идее. Затем Г. Корчмар и исполнители предложили слушателям премьеру авторских вариаций «Нет уж больше сил моих» на тему этой песни (2015, название взято из начальных строк гайдновской песни, начертанных на его визитной карточке). Несмотря на современный музыкальный язык, восемь вариаций органично продолжили гайдновский настрой, глубоко раскрывая тему-образ: молодость и старость, жизнь и смерть, сила и бессилие. Названные коллизии предстали во многих тонких градациях, а кульминацией стали великолепный, хотя и трагичный, Marcia funebre (Траурный марш) и просветленная Canzonetta. Эти вариации — еще одно достижение автора в ряду сочинений, созданных по рецепту «стилевого моделирования». Раскрытие «новых отношений» с классикой стало уже маркой мастера. Стилю сочинения присущи богато разработанная ткань, трепетная сдержанность и мудрость.
Прекрасным оказалось исполнение программы первого отделения «Авангард-квартетом» в составе: Михаил Крутик, Виктория Велькова, Игорь Техтелев, Елена Григорьева. Благодаря композитору и артистам звучание квартетного сочинения приблизилось к оркестровому.
Во втором отделении привлек внимание фортепианный квинтет Г. Корчмара «Круговорот» (1993, также премьера). В произведении сорокашестилетнего композитора жизнерадостность бьет через край. Первые три части содержат оригинальный «лейтмотив искрящихся аккордов» — символа света, силы, жизнеутверждения. Четвертая часть — яркая драматическая кульминация с чертами трагизма, очень эмоционально сильная. И пятая часть — брожение эмоций, постепенно кристаллизующихся в покой. Как и квартетные вариации, «Круговорот» был тепло принят залом, игра музыкантов вызвала прямо-таки восторг. Квинтет исполнили энтузиасты-струнники Александра Коробкина, Антон Стародубцев, Филипп Буин, Дарья Степанова и блистательная пианистка Ксения Гаврилова. На столь же высоком исполнительском уровне прозвучала премьера фортепианного «Трио памяти Рахманинова» (1991) в интерпретации А. Коробкиной, Д. Степановой, К. Гавриловой.
Этой осенью Григорий Корчмар был гостем клуба слушателей «Мелос» (в Доме композиторов) и с изрядной долей юмора выступил с увлекательным и подробным повествованием о своей многолетней деятельности пианиста. В продемонстрированных аудиозаписях поразила интерпретация «Этюдов-картин» Сергея Рахманинова: как это свойственно Г. Корчмару, русский классик в его исполнении предстал с удивительной стороны, неожиданно сблизившись в звучании с французским музыкальным импрессионизмом.
В уходящем году произведения Г. Корчмара часто исполнялись как в нашей стране, так и за рубежом. А юбилейная неделя композитора неожиданно ознаменовалась своего рода мини-фестивалем: 6 декабря в зале Прокофьева в Мариинском-2 в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра состоялось второе представление его комической оперы «Молодожены»; 11 декабря в Доме композиторов прошел рецензируемый авторский вечер; 13 декабря в Белом зале Института культуры и искусства впервые прозвучали три хоровых сочинения мастера.
Композитор относится к своему возрасту с иронией и оптимизмом, ощущая себя молодым душой, остроумно прослеживая свою творческую родословную «от Моцарта». Хотя многие его опусы «лежат в столе», у Г. Корчмара есть масса реализованных и снискавших любовь слушателей произведений, которыми он по праву может гордиться. А впереди — новые искания, новые премьеры. Весной этого года в Издательстве «Композитор*Санкт-Петербург» вышла книга Григория Корчмара «Тайны, унесенные с собой. Размышления композитора о неоконченных сочинениях великих Мастеров». В ней содержатся увлекательные рассказы автора-исследователя о работе с наследием классиков, завершении им знаменитых сочинений, в том числе «Искусства фуги» Иоганна Себастьяна Баха, «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта и, конечно, «Последнего квартета» Йозефа Гайдна. А совсем недавно Г. Корчмар закончил свой 183-й опус. Творческая молодость композитора продолжается!
Наталия БОГАЧЕНКО
Источник:
www.nstar-spb.ru