В полном диапазоне: от флейты до тубы№ 9 (1347), декабрь 2017
Конкурс Московской консерватории на духовых и ударных инструментах уже стал традицией: в нынешнем году он прошёл в девятый раз. За истекшие годы исполнители на каждом духовом инструменте получили возможность дважды выйти на конкурсную сцену — других послушать и себя показать, не опасаясь затеряться в толпе пианистов и струнников. Состязания будущего года — для ударных и для духовых квинтетов — завершат второй цикл нашего, смею сказать, единственного подобного конкурса в России. Он уже хорошо известен среди наших коллег в стране и в мире (несмотря на это, СМИ, имеющие отношение к музыке, с завидным упорством все десять лет событие игнорируют).
Девятый конкурс проходил по специальностям
«флейта» и
«туба». В нем приняли участие 32 флейтиста и 20 тубистов. Жюри состояло из представителей России (Москва и Санкт-Петербург), Австрии, Норвегии, Великобритании, Португалии, Франции, Италии, Финляндии. Председателем жюри по специальности «флейта» стал главный дирижёр Ярославского губернаторского симфонического оркестра
Мурад Аннамамедов, председателем жюри тубистов — композитор, профессор МГК
Александр Чайковский.Открыл конкурс в Малом зале ректор Московской консерватории А. С. Соколов, подчеркнув важность события для повышения профессионализма исполнителей и для расширения контактов с зарубежными коллегами. На концерте-открытии блестяще выступили многие члены жюри, зарубежные и российские, показав, к какому уровню должны стремиться участники грядущих соревнований.
Конкурс проходил по уже установившимся правилам, и потребности менять что-либо в его организации не возникло. Практика в очередной раз продемонстрировала логичность конкурсных Положений, оспаривать которые никто из членов жюри не стал. Подготовительная работа, проведённая Оргкомитетом и отделом фестивалей и конкурсов во главе с К. О. Бондурянской, позволила создать спокойную деловую обстановку, которая держалась от первого до последнего дня.
В конце августа состоялся конкурс на лучшее сочинение для инструмента
solo по каждой специальности, которое является обязательным для исполнения на втором туре. Согласно регламенту, его длительность не должна превышать пяти — семи минут. Приятно удивило число сочинений, присланных в оргкомитет: 34 для флейты и 18 для тубы. В соответствии с Положением о конкурсе, композиторские работы были выставлены на обсуждение отборочной комиссии анонимно, что гарантировало объективность оценки.

Станислав Ярошевский
Затем обязательные сочинения были опубликованы на сайте конкурса ровно за два месяца до его начала. Авторов-победителей наградили денежными премиями, имена объявили в день публикации сочинений — 1 сентября. Ими оказались
Максим Старшинов — с
Pantomime для флейты и
Никита Корнюшин с «Рапсодией» для тубы
solo. После второго тура были названы и лучшие исполнители этих сочинений:
Станислав Ярошевский (флейта) и
Хлоя Хиггинс (туба).
В процессе конкурсных выступлений на второй тур прошли 50 процентов участников, на третий — пять флейтистов и четыре тубиста. Лучшими концертмейстерами после второго тура были объявлены
Е. В. Комиссарова (у флейтистов) и
Елена Тен (у тубистов).

Даниэль Барт
Третий тур проходил в Большом зале в сопровождении недавно созданного симфонического оркестра Тульской филармонии (Художественный руководитель — В. Лаврик). Испытание, которому подвергся этот новый коллектив, оказалось для него достаточно сложным. К сожалению, оркестр не справился с задачей, его аккомпанемент отнюдь не помогал финалистам. Ассистент главного дирижера Владислав Белоусов, которому доверили третий тур, явно не знал каденций солистов, в концерте Моцарта у флейтистов была слышна разница между оркестром и солистами, а в современных сочинениях обеих номинаций оркестр просто им мешал. Не могу понять, почему конкурс, проводимый Московской консерваторией, игнорируют наши, консерваторские, оркестры!
В номинации
«флейта» из тридцати двух участников двадцать девять были представителями России. Среди пяти финалистов оказалась только одна иностранка, француженка
Шарлотта Скои, уверенно лидировавшая в первые два тура, однако после «борьбы» с оркестром разделившая второе место с
Александрой Зверевой.

Шарлотт Скои
Напротив, у тубистов только половина участников — отечественные музыканты. К сожалению, ни один из них не добрался до финала. Зато, начиная с концерта-открытия, где выступали члены жюри, и кончая финалом, мы услышали фейерверк этого совсем не концертного инструмента с виртуозностью, не уступавшей флейтистам. Это было несравнимо с уровнем наших участников! Видимо, прав был покойный А. Т. Скобелев, настаивавший на переходе этой специальности на инструменты другого строя (
in F). Он дает возможность с потрясающей легкостью пользоваться верхним регистром тубы, значительно расширяя ее виртуозные возможности. В свободный от конкурса день член жюри, португальский тубист
Сержиу Каролину, блистательно выступил в БЗК с Госоркестром, сыграв концерт для тубы с оркестром Ж. Сальгуэро.
Иностранные члены жюри отметили общий высокий уровень конкурса, что для некоторых из них оказалось неожиданностью. Не могу пройти мимо и интересного события, случившегося у нас впервые. Тубистка из Австралии
Хлоя Хиггинс (учится в Бельгии), ставшая лучшей исполнительницей обязательного сочинения, к сожалению, играла на втором туре по нотам, нарушив Положение о конкурсе, и потому не была допущена в финал. Видимо, удивленные своей принципиальностью, члены жюри по собственной инициативе собрали деньги и вручили ей приз от имени жюри.
Лауреатами конкурса в номинации
«флейта» стали
Станислав Ярошевский (I премия, Россия),
Шарлотт Скои (II премия, Франция),
Александра Зверева (II премия, Россия) и
Елена Корень (III премия, Россия). Диплома удостоилась
Мария Филиппова (Россия), призы — «Серебрянные головки» от фирмы
«Song Flute Headjoint» — получили А. Зверева и Е. Корень. Не прошедшему в финал
Алексею Романову из Нижнего Новгорода была вручена флейта «Yamaha».
Лауреаты конкурса в номинации
«туба» — Даниэль Барт (I премия, Германия),
Исмаэль Кантос (II премия, Испания),
Томоки Нацумэ (II премия, Япония) и
У Хо Такахиро Ким (III премия, Южная Корея), блестяще исполнивший концерт Г. Корчмаря наизусть.
Включенные в программу третьего тура концерты отечественных авторов — Г. Мая и Г. Корчмаря, — безусловно, расширили традиционный репертуар. Нельзя не отметить и некоторые сюрпризы. В концерте-открытии впервые в консерватории прозвучала серенада А. Фюрстенау для флейты, фагота, альта и гитары, рукопись которой обнаружили в архиве нашей библиотеки, за что отдельная благодарность директору архива Р. Трушковой и редактору С. Мовчану. Еще одним сюрпризом явилась премьера Сюиты для фагота и фортепиано А. Чайковского — своего рода приветственный жест в честь председателя жюри в номинации «Туба». В этих исполнениях приняли участие лауреаты наших прежних конкурсов. Подарком всем иностранным членам жюри стали две пьесы Д. Скарлатти в аранжировке для духовых Дмитрия Шостаковича, сыгранные профессорами и преподавателями оркестрового факультета консерватории…
Отдельную благодарность хотелось бы выразить Мураду Аннамамедову, не только заменившему директора Екатеринбургской филармонии, в последний момент отказавшегося приехать без объяснения причин, несмотря на прежние договоренности, но и учредившему для победителя ангажемент с Ярославским симфоническим оркестром. Мы приносим благодарность и нашим спонсорам — английской компании ВР, и, конечно, низкий поклон от духовиков учредителю конкурса — Московской консерватории.
профессор В. С. Попов, художественный руководитель конкурсаФото студии «Камертон»Статья из Газеты «Российский музыкант»