Белгородский камерный оркестр и его художественный руководитель Наталья Боровик отмечают 10-летний юбилей
Вечер четверга, 26 ноября, Белгородская государственная филармония. В органном зале — аншлаг. На сцене появляются музыканты. Они вступают в полной тишине, вслед за ними оживает орган — звучит Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. С первого звука и до последнего Mezzo Music будет двигателем концерта-праздника длиной три часа нон-стоп.
17 струнных — константа успеха
За полчаса до концерта мы встретились с
Натальей Боровик. Именно к первой скрипке симфонического оркестра Белгородской филармонии под управлением главного дирижёра
Рашита Нигаматуллинаоднажды обратились коллеги с предложением создать и возглавить струнный ансамбль. И Наталья была счастлива согласиться. С 2005-го коллектив начал свой путь, спустя несколько лет несколько расширил состав и превратился в камерный оркестр, обрёл изысканное имя Mezzo Music. А Наталья совместила в одном лице сразу несколько ипостасей: она и художественный руководитель, и дирижёр, и аранжировщик, и, разумеется, прекрасный музыкант. Словом, пульсирующее сердце оркестра, благодаря которому он существует.
«Всё, как видите, складывалось естественно, само собой», — улыбается она.
— Наталья, каждый из музыкантов Mezzo Music — прекрасный инструменталист, обладающий при этом духовной гибкостью. Изначально в составе оркестра играли 13 человек, теперь — 17. Как вы всё-таки пришли именно к такому его виду?— Подобный состав и с точки зрения количества участников, и с точки зрения соотношения инструментов кажется мне более гармоничным. Он позволяет мне воплощать любые идеи, играть в различных жанрах, а музыкантам — чутко слышать друг друга. Да, мы привлекаем исполнителей и на духовых инструментах, и на ударных, и на клавишных. Но основа — 17 струнных.
Наталья Боровик.
Фото Владимира Юрченко
Сразу несколько диковинных союзов Mezzo Music и филармонических солистов предстали в праздничном концерте. Впервые с камерным оркестром играл великолепный балалаечник-прима, концертмейстером группы балалаек оркестра русских народных инструментов филармонии — лауреат международных конкурсов Юрий Фукалов. И публика услышала трёхчастный Концерт для мандолины, струнных и чембало до мажор Антонио Вивальди, где сольную партию мандолины заменила очень близкая к ней по звучанию балалайка (автор переложения для неё —
Андрей Горбачёв). Соло Фукалова вышло очень нежным, точно льющееся серебро лунного света.
Тимур Халиуллин поддержал ансамбль, аккомпанируя на клавесине. Получилось изящное полотно, отправляющее к эпохе раннего барокко.
Темпераментным, чувственным, дерзким оказался союз оркестрантов и аккордеониста — лауреата международных конкурсов Геннадия Панкратова. Да и могло ли быть по-другому, если встретились профи и танго великого Астора Пьяццоллы (Oblivion) и Ришара Гальяно («Танго для Клод»). Вообще, танго звучало довольно много: Mezzo Music исполнили и S.v. P (S’il Vous Plait) Пьяццоллы (партия клавишных — заслуженный работник культуры России Ирина Соколова), и его популярное «Либертанго», и танго из к/ф «Запах женщины» Карлоса Гарделя с участием талантливого ударника и перкуссиониста
Олега Иванова.
Пожалуй, самым оригинальным стал союз оркестра и бас-тромбона. Бас-тромбон — инструмент прежде всего оркестровый и даже в мировых масштабах крайне редко используется как сольный. И в Белгороде идёт этим сложным путём тромбонист Белгородской филармонии
Василий Иващук. Музыкант первоклассно исполнил соло в Сонате для бас-тромбона III и IV части Георга Филиппа Телемана. В оригинале это музыка для флейты и клавира, но Наталья Боровик оркестровала и аранжировала её, выступив соавтором немецкого композитора и подарив публике уникальное сочинение. Тромбоны звучали и после: дуэт Jazz Guardians (Иващук и
Дмитрий Саитов) воплотили «Дьявольский вальс» бельгийца Стивена Верхельста.
— Диапазон вашего репертуара обширен — от старинной музыки до сочинений современных композиторов (к слову, в концерте прозвучали Palladio Карла Дженкинса и «Посвящение» Бориса Яровинского). Для меня это один из главных показателей уровня оркестра. Что особенно интересно и о чём обычно говорят в меньшей степени — вы сами аранжируете музыку.— Репертуар для камерных оркестров, который интересен нам, довольно ограничен. И я постоянно пребываю в поиске. Что-то хочется исполнить, а партитуры нет. Или она написана для других инструментов. И тогда делаю переложения. Большой сложности для меня этот процесс не составляет. Напротив, мне нравится им заниматься. Ещё со времён консерватории я любила такой предмет, как полифония, сочинение музыкальных произведений.
— Вы инициатор масштабного проекта, Международного фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» (весной 2016-го он пройдёт в пятый раз). Он открыл для нас музыку совсем иного качества, выдающихся исполнителей современности. Но что значит явление фестиваля для развития камерного оркестра?— Вне сомнений, BelgorodMusicFest дал нам сильнейший импульс к развитию. Музыканты невероятно вдохновились выступлениями мегазвёздных артистов из разных уголков мира и сейчас постоянно стремятся повышать свой уровень мастерства. Ведь каждый из нас знает — нам предстоит играть с выдающимися личностями и нужно приложить все силы, чтобы их не подвести.
Напомним, что Mezzo Music выступал с легендарными
Мишелем Леграном и
Еленой Образцовой, скрипачом
Александром Марковым и дирижёром Аркадием Лейтушем (США), пианистом и композитором
Сергеем Дрезниным и баянистом Айдаром Гайнуллиным (Германия), ведущим блюзменом РоссииЕвгением Маргулисом и многими другими выдающимися музыкантами.
Mezzo Music и друзья
На праздник оркестра из Нью-Йорка прибыл
Борислав Струлёв. Сегодня это имя известно каждому из белгородских поклонников музыки. Разумеется, благодаря BelgorodMusicFest. Между тем самый первый в Белгороде концерт музыканта экстра-класса прозвучал пять лет назад — невероятная, новаторская и по форме, и по содержанию программа (вечная классика от Баха до Чайковского, поп- и рок-музыка от ABBA до Queen) просто потрясла нашу публику. Тогда же он в первый раз играл с Mezzo Music. Тогда же у Натальи Боровик родилась идея уникального феста, которую известный виолончелист поддержал.
«Это было время ещё до наших культурных деяний в Белгороде. Я прибыл в ваш город впервые, и увидеть здесь такой коллектив, признаться честно, не ожидал. Был поражён, удивлён. Играя с камерным оркестром, я чувствую абсолютную свободу. С ними я могу исполнять любой репертуар, ведь как дирижёр и аранжировщик Наталья готова к самым разным музыкальным экспериментам», — поделился Борислав, виолончелист-виртуоз, арт-директор BelgorodMusicFest и Фонда развития классического музыкального искусства Белгородской области.
— Борислав, а что отличает Наталью Боровик как аранжировщика?— Всё, что Наталья делает, не мешает музыке, не портит лицо композитора, нет там неуместной отсебятины. Она приближается к мысли композитора, глубоко проникая в мир его идей и чувств. Это честная работа на общий результат — прекрасная музыка, солист сияет, достоинства оркестра максимально проявлены. Хорошо известные нам произведения получают новую жизнь, новое звучание. Пассакалия Георга Фридриха Генделя, Бразильская бахиана Эйтора Вилла-Лобоса, «Список Шиндлера» Джона Таунера Уильямса, «Ноктюрн» Петра Ильича Чайковского… — всё это вы слышали в рамках BelgorodMusicFest. Вообще я хочу издать переложения Натальи для Mezzo Music, чтобы люди могли слушать её далеко за пределами Белгорода. Например, её обработка Пассакалии Генделя для камерного оркестра, скрипки и виолончели — редчайшие ноты. И я знаю музыкантов из разных точек мира, которые копируют их по слуху и играют.
Потрясающий исполнительский уровень и страстная натура, от которой исходит невероятное количество энергии, моментально питающей слушателя — Струлёва ждут всегда с предощущением чего-то совершенно фантастического. Он на сцене как блестящий актёр, у которого много ликов и который сверхточно проживает каждую роль. Только его погружение ещё более глубокое: он входит в музыкальную стихию и растворяется в ней — рождается мелодия божественной природы. Виолончелист появился, чтобы исполнить несколько произведений. «Ноктюрн» Чайковского. Сумасшедшую, не иначе, «Польку» Альфреда Шнитке и Сергея Дрезнина. И, безусловно, премьеру, которая, как и всегда, потрясает и уже не оставляет, — «Слёзы Жаклин» Жака Оффенбаха. Струлёв расскажет о ней:
«Я люблю эту музыку с детства. Но всё руки не доходили её исполнить. Много лет мне казалось, что она женская. Думал: „Жаклин Дю Пре (знаменитая британская виолончелистка — прим. авт.) должна это играть“. И даже боялся её играть, казалось, что „Слёзы Жаклин“ — именно о Дю Пре. Моя такая личная устойчивая ассоциация. У меня ком в горле стоял, когда я смотрел фильм об этой виолончелистке, о её болезни и трагическом уходе. А в голове звучала эта мелодия. А с другой стороны, я понимал, что юбилей Mezzo Music требует особенной премьеры. И сегодня, в праздник, как никогда мне хочется открыть эту мелодию людям. Здесь, в акустике органного зала, на сцене, украшенной живыми цветами, она прозвучит как нельзя лучше. И слёзы будут символизировать не страшное горе, а раздумье, романтическую грусть. Кроме того, эта музыка открывает с другой стороны Оффенбаха, известного нам в первую очередь остроумными и жизнерадостными опереттами. Ещё приоткрою вам секрет: я планирую объединить эту музыку с балетным этюдом. Возможно, вы увидите этот номер на пятом фестивале».
Под сенью короля
Свой подарок Mezzo Music преподнёс и Тимур Халиуллин, солист-мультиинструменталист Белгородской филармонии (орган, клавесин, карильон). И славил оркестр Токкатой до минор из «Готической сюиты» Леона Бёльмана. А кроме соло, на протяжение всего вечера Халиуллин включался в ансамбли с оркестром и другими солистами, придавая музыке дополнительные краски. Скажем, совсем в ином свете предстали танго Oblivion («Забвение») Пьяццоллы и изумительной красоты Palladio валлийца Карла Дженкинса.
«Камерный оркестр Натальи Боровик — неотъемлемая часть моей творческой жизни. Без этого коллектива немыслима история органного зала, ведь музыканты Mezzo Music играли на концерте его открытия. Тогда в ансамбле с Даниэлем Зарецким (заслуженным артистом России, профессором кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова — прим. авт.) они исполнили Концерт для органа и камерного оркестра № 4 Георга Фридриха Генделя, — рассказывает Тимур. — С тех пор каждое открытие сезона не обходится без камерного оркестра — сложилась традиция».
За пять лет оркестр исполнил в этом зале пять крупнейших концертов органного репертуара (Франсиса Пуленка, Йозефа Райнбергера, Марко Энрике Босси, Генриха Шмидта, Сергея Слонимского), а в этом году впервые ещё и клавесинный (Хенрика Миколая Гурецкого).
«Я участвую в проектах Натальи Боровик, Mezzo Music — в моих, словом, мы проросли друг в друга. Многие произведения, которые мы воплощаем, — премьеры всероссийские и даже мировые. Записи наших выступлений есть в Интернете, они собирают множество просмотров. За ними наблюдают органисты всей страны. И это крайне важно для органного исполнительства в России. Что ещё интересно: многие из моих коллег не понимают, как мы обходимся без дирижёра. Ведь Наталья довольно редко дирижирует, больше играет сама. И тот факт, что концертное исполнение проходит по большому счёту без координатора, говорит о высоком уровне мастерства и профессионализма оркестрантов», — поделился Халиуллин.
Наконец, кульминация праздничного концерта. Оркестранты, Струлёв, Фукалов, Халиуллин — собрались почти все герои вечера, чтобы исполнить невообразимую по энергетике «Интродукцию и чардаш» Александра Цыганкова. Ещё не смолкли звуки, как оглушили овация и крики «Браво!». Цветочные ручьи объединили сцену и зрительный зал. И вдруг — нет, это не конец. Оркестр — живой организм, он требовал Happy Birthday to You. Финальная композиция — всевозможные стилизации на тему этой доброй песенки-шутки, без которой сегодня дни рождения не обходятся. Слушатели напевали её незамысловатые слова стоя, а в воздух летели разноцветные конфетти и ленты серпантина, стреляли хлопушки. Всех объединила атмосфера всеобщего восторга и предельно искренней, детской радости. Радости от того, что сердце Mezzo Music пульсирует в нашем городе.
Катерина Шаронова
www.belpressa.ru
Комментарии
tusechka, 30 ноября 2015:
Спасибо Екатерине за прекрасную статью, грамотную и с журналистской, и с музыкальной точек зрения! Всегда с интересом читаю ее статьи, и радуюсь уровню "подкованности" и компетентности Екатерины! Позволю себе одно наблюдение. В статье названы ВСЕ исполнители, но ни словом не упомянута ведущая концерта, которая работает с этим коллективом 10 лет, со дня основания... Имя ведущей даже не заявлено в участниках поста вверху статьи..., хотя там есть уважаемый мной А.Горбачев...Но не думаю, что переложение А.Горбачева натолкнуло Екатерину на постановку и раскрытие тех вопросов, которые она осветила в статье, но ОБ ЭТОМ во вступительном слове и комментариях говорила ведущая концерта...