Амати, Страдивари, Гварнери − эти фамилии музыканты произносят, как заклинание. На протяжении многих веков инструменты, созданные итальянскими мастерами, считаются эталонными. Некоторые их секреты пытаются разгадать организаторы выставки «Миф Страдивари», которая открылась в Центральном музее музыкальной культуры. Репортаж Анны Щербаковой.
Скрипка Антонио Страдивари 1707 года − один из экспонатов новой выставки. Этот совместный проект России и Италии еще до открытия называли музыкальным событием года. Пятнадцать инструментов, общую стоимость которых даже не смеют озвучить. Скрипки великих мастеров кремонской школы: Страдивари, Амати, Гварнери, Черутти.
«Если бы даже была выставка одного из этих инструментов − это уже была бы настоящая сенсация. Любой из этих инструментов − инструмент мирового уровня. Десять из этих инструментов представлены из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России и пять инструментов из Кремоны к нам приехало, из Музея скрипки», − рассказал генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки Михаил Брызгалов.
Главный хранитель итальянского Музея скрипки Фаусто Каччиатори показывает самый старинный экспонат в коллекции. Этой скрипке − почти 500 лет. Была изготовлена для короля Франции Карла IX скрипичным мастером Андреа Амати. Именно он придал скрипкам тот вид, который мы знаем сейчас.
«Уникальность кремонской школы заключается в методе при помощи которого делали эти скрипки, его как раз изобрело семейство Амати. Эти традиции перешли к Страдивари, и добавив что-то свое, нечто уникальное, он довел процесс создания скрипок до совершенства», − отметил Фаусто Каччиатори.
Скрипки Страдивари изучали десятки исследователей. Одни говорят об особенном рецепте варки лака, другие − о секретном способе установки струн. Раздел выставки, посвященный мастерской Страдивари, приоткрывает завесу многовековой тайны: столярные инструменты, чертежи и рукописи экспонируются в России впервые.
«В чем секрет Страдивари − этот вопрос мне задают много лет, когда приходят в музей, однозначного ответа не существует. Мне кажется, Страдивари имел уникальную способность чувствовать как материал инструмента, дерево, так и красоту вокруг себя», − подчеркнула генеральный директор Музея скрипки Вирджиния Вилла.
На альте Страдивари 1715 года играл Рудольф Баршай, а скрипка, сделанная в 1671-м, принадлежала Давиду Ойстраху. Услышать голос этих инструментов спустя столетия возможно благодаря уникальному методу восстановления. Традиции кремонских мастеров будут продолжать и в России. Уже объявлено о создании первого в стране Центра реставрации музыкальных инструментов.
Источник:
tvkultura.ru