14−22 сентября в Северной столице пройдет фестиваль скрипичного искусства «Ауэр. Наследие». На форуме соберутся представители ауэровской школы из России, Бельгии, Венгрии, Франции, США. Помимо яркой концертной программы в рамках фестиваля пройдет конкурс скрипачей.
О предстоящем событии, о сохранении и приумножении наследия Ауэра мы побеседовали с художественным руководителем фестиваля и председателем жюри конкурса, народным артистом России, профессором Санкт-Петербургской консерватории Михаилом Гантваргом.
— Михаил Ханонович, вы принадлежите к «школе Ауэра», являетесь ее продолжателем. Расскажите, как, на ваш взгляд, эволюционировала школа, что изменилось, а что со времен Ауэра осталось неизменным?— Конечно, Леопольд Семёнович Ауэр был организатором и основоположником российской скрипичной школы. Но ведь были и другие, например Венявский. Ауэр занимает особое место потому, что его ученики в первой половине
ХХ века были на недосягаемой высоте. После революции, отъезда, всех известных пертурбаций произошло очень много изменений. Главным музыкальным центром стала Москва. И там были люди, имеющие отношение к Ауэру, — Цейтлин, Ямпольский. Они не были великими скрипачами, зато были хорошими педагогами. Понятно, что Москва стягивала все самое лучшее из Львова, Киева, Минска, Новосибирска…
В Москву уезжали самые талантливые. И каждый привозил с собой свои «бактерии» (а они бывают и вредные, и полезные). Поэтому московская школа стала довольно эклектичной, как и сам город.
— Ну, это Москва. А у нас?— Мы в силу ряда причин оказались не то чтобы в изоляции, а в «положении покоя». «Столица с областной судьбой». В Ленинграде тоже остались ученики Ауэра. Это в первую очередь Эйдлин, Полякин и Вениамин Осипович Шер. Люди, бесспорно, творческие.
Каждый из них привносил что-то свое. И подходы, и интерпретация менялись. Школа сохранена, но на каждом этапе происходил эволюционный скачок.
Каждое время привносит какие-то свои… Вот у моего учителя Михаила Ваймана во времена нашей юности, была запись «Времен года» Вивальди. Она считалась непревзойденной, а сейчас вызывает вопросы. Тогда ведь даже «сапсаны» не ходили (улыбается).
И это замечательно, это и есть живое искусство. Мы отдаем дань «родителям и предкам», но не стоим на месте, развиваемся.
— В связи со следующим поколением ленинградских скрипачей на ум приходят два очень важных имени — Гидон Кремер и Филипп Хиршхорн…— Да, они оба приехали из Риги. Я уже говорил, наш город тогда не был избалован принадлежностью к мейнстриму. А тут приехали два ярких мальчика из Риги. Понятно, что они приехали не в город, не в консерваторию, а к Вайману. Конечно, они ему очень понравились. Стали заниматься. Гидон вовремя понял, что ему это не совсем подходит, но в этом ведь нет ничего страшного. Тем не менее у него теперь прекрасная карьера. Он сыграл все, от телефонной книги до книги о вкусной и здоровой пище. А сейчас сам книги пишет. Молодец.
А вот Филипп быстро интегрировался, перенял все самое лучшее. Буквально через пару лет взял на конкурсе первую премию. Но в силу здоровья и других причин в отличие от Гидона Фелик такой карьеры не сделал.
— Следующая ступень эволюции. Ученики Хиршхорна, других… Как на ваш слух, у них-то «родимые пятна» принадлежности к нашей школе еще остались, слышны?— В лучших образцах, да, остаются. Не знаю, может, они тоже уже эволюционировали. Не обошлось ведь и без франко-бельгийской школы, Изаи.
— Но основа-то сохраняется.— Конечно. То, чего добились Миша Эльман, а потом Яша (Хейфец. — Ред.), который осовременил исполнительскую культуру на несколько порядков. Вообще, главное, сохраняя традиции, не отказываться от эволюционного развития. И быть очень внимательным к индивидуальности. Ученика, музыканта-исполнителя ведь легко задавить. Достаточно просто сидеть и слушать с кислой миной. И это уже не вдохновляет. Но порядок все равно должен быть. У нас «порядок» — это аппликатура, штрихи, звукоизвлечение, вибрация. Столпы, на которых мы держимся, без которых развитие индивидуальности невозможно.
— Ваше мнение по поводу выхода нынешнего фестиваля на серьезный международный уровень?— Это очень хорошо. Вообще, идея проведения «большого» конкурса Ауэра у меня зрела последние лет тридцать. Я ходил к Чернушенко в его бытность ректором, говорил: «Слава, это же такая фигура, имеющая непосредственное отношение в Петербургу». Венявского мы не могли получить, он уже «приписан» к другому конкурсу. А Ауэра — вполне. Но денег все не находилось, в министерстве говорили: «У вас консерватория Римского-Корсакова, вот и проводите конкурс его имени. Духовой».
Потом, когда я стал ректором, удалось выбить деньги.
В 2014-м провели конкурс. Хорошо, что и сейчас удалось найти финансирование. И хорошо, что это не столько конкурс, сколько фестиваль. Так проще привлекать ресурсы. У нас подобное событие должно бы стать ежегодным. Кстати, спасибо нашему управлению культуры за живейшее участие и помощь.
И ведь фестиваль, еще не начавшись, уже вызвал серьезный резонанс. Достаточно сказать, что в нем согласились участвовать такие замечательные скрипачи: Грималь, Барати, Махтин…
— Что скажете о составе жюри, который собрали в этот раз?— Качество жюри определяется уже потом, после конкурса. Обычно бывает так: все знакомятся, по ходу движения отношения портятся, а к концу вообще никто друг с другом не разговаривает. Вот на первом конкурсе нам этого избежать, в общем, удалось. Все зависит от комплектования. Например, в наше время на конкурсе Чайковского все регулярно заканчивается скандалом. Туда приглашают замечательных музыкантов, но ведь у каждого свое видение, свой подход. И они в нем абсолютно искренни.
— Ну, когда там, в жюри, сидел, например, Оливье Мессиан, было попроще.— И Мессиан, и Ойстрах, и Гилельс, и Рихтер, и Ростропович. К ним можно было по-разному относиться, но это были бесспорные авторитеты. И когда они что-то говорили, ты понимал, что твое мнение, в общем-то, не имеет значения. Это проблема общемировая. Нехватка общепризнанных музыкальных авторитетов. Нужно, чтобы в жюри собирались люди схожих взглядов. Должно быть определенное отношение к тому, что и как играют. Надеюсь, в этот раз мы избежим подобных моментов.
У нас члены жюри поиграют на собственных концертах. Публика и конкурсанты придут, смогут дать им собственную оценку.
— Какие у вас ощущения от отборочного тура? Вы ведь прослушали все представленные записи, дали оценку. Достойная подбирается компания?— Вспомнилась забавная история. Первый конкурс Чайковского. Государство оплатило дорогу всем конкурсантам. Приехал парень из Америки, в военной форме. Вышел и стал играть «Чакону» (из ре-минорной сюиты И. С. Баха. — Ред.) по нотам. Видимо, во второй раз в жизни. Ойстрах, Менухин, Стерн, Сигети сидят в недоумении. Спрашивают: «А вы еще что-нибудь играете?» Он говорит: «Нет». Честный парень, военный. Говорит: «Я так мечтал посмотреть Москву, а тут конкурс и дорогу оплачивают. Нужно же было что-то сыграть».
У нас, конечно, такого не будет. Мы дорогу не оплачиваем, зато и вступительного взноса нет в отличие от других конкурсов. Конкурсант и так несет моральные, физические и прочие потери. Ему программу нужно выучить.
— А вообще конкурсы — это хорошо или плохо?— Скорее плохо. Чаще всего это к искусству не имеет никакого отношения. Я не говорю о Рахманинове. Но Станислав Нейгауз, если бы поехал на конкурс, ничего бы не взял. И Григорий Соколов — хорошо, что все сделал в шестнадцать лет. А если бы получил не первую премию (на конкурсе Чайковского. — Ред.)? В Брюсселе дали бы третью, в Париже — пятую. И карьера бы не сложилась. Я конкурсы не люблю. Их сейчас так много, что они скоро начнут умирать сами. А конкурс в рамках фестиваля — это значительно лучше. Можно отобрать пять-шесть молодых талантов и дать выступить в серии концертов. Есть люди, которые не могут ничего показать на конкурсе, но абсолютно органичны на концертной эстраде. У нас в приоритете индивидуальность, музыкальность, стиль, а не скорость. Хотя скорость, конечно, тоже важна.
— Не самая приятная тема, но не могу не спросить вас о «параллельном» конкурсе Ауэра, который стартует чуть позднее.— Ну стартует, и бог с ним. У них там какая-то коммерция, вступительные взносы, желание запатентовать имя Ауэра.
Я считаю, что наследие школы Леопольда Семёновича — явление общемировое и не может быть присвоено кем-то одним. Вообще, время все расставит на свои места.
— Что ж, спасибо за беседу. С нетерпением ждем начала фестиваля.— И вам спасибо. Надеюсь, мы оправдаем ожидания слушателей и фестиваль станет ежегодным.
Беседовал Александр ВОВКnstar-spb.ru/musical…ozh/