Возможно, оттого, что ритм жизни дирижёра, не достигшего и 30 лет, предполагает, скорее, «бурю и натиск», чем неспешное, удовольствия ради, дирижирование.
Вместо предисловия
Судите сами: выступления с известными отечественными и зарубежными коллективами, среди которых — Академический симфонический оркестр Государственной капеллы Санкт-Петербурга, Федеральная Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах, Государственный театр оперы и балета республики Коми, Михайловский театр, Vomiuri Nirron Symphony orchestra Tokyo, Osaka Philharmonic и другие — раз. Дирижирование оперными и балетными спектаклями в театрах страны и мира —
два. Три и четыре — сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом музыки, успешное участие в международных конкурсах, эксклюзивный контракт с агенством ERP Music… Можно продолжить подсчёт тех профессиональных достижений и побед, которые имеются в творческой биографии Михаила Леонтьева…
Дирижирование — профессия второй половины жизни…
Но куда интереснее побеседовать с самим Михаилом Леонтьевым, с мая нынешнего года приступившего к должности главного дирижёра и художественного руководителя Тамбовского симфонического оркестра.
— Михаил, скажите, что привело вас в Тамбов? «Охота к перемене мест», профессиональная необходимость?
— Нет, страсти к перемене мест как раз никакой нет. Дело в том, что работать именно как дирижёр я начал, будучи студентом симфонического отделения, затем работал совершенно спокойно в Кисловодске, но семейные обстоятельства вынудили меня вновь вернуться в Петербург: должен был родиться сын, и я не мог постоянно мотаться из Петербурга в Кисловодск и обратно. Вернулся в Петербург, чуть больше года проработал в Михайловском театре, но там я не был главным дирижёром — был просто каким-то из…
— То есть Тамбов — это новая ступень в вашей музыкальной карьере?
— Именно так. Когда мне предложили место художественного руководителя и главного дирижёра симфонического оркестра, я особенно и не раздумывал: по меркам профессии дирижера, я не просто молодой — совсем юный ещё. Дирижирование, как известно, — это профессия второй половины жизни. Я пришёл к своему учителю, Народному артисту СССР, профессору Владиславу Чернушенко, и он сказал: «Езжайте и не думайте!» Для любого молодого дирижёра свой оркестр —
несбыточная мечта.
— Ваше появление в Тамбовском симфоническом оркестре как-то повлияет на его репертуар?
— Обязательно повлияет. Когда в прошлом году меня пригласили в Тамбов, у оркестра были уже намётки на новый сезон. Звучали такие фамилии, как Мусоргский, Берлиоз…Слава Богу, что ещё не дошли до Малера. Я убежден в том, что сейчас оркестру требуется как можно больше играть Венскую классику, ведь в России её практически не играют. Все как-то замахиваются на более крупные полотна.
Я — счастливый человек
-Если позволите, вернёмся в Ваше детство. Как правило, мальчики, занимающиеся музыкой, ассоциируются, уж простите, с пай-мальчиками. В вашем мире, кроме музыки, бушуют какие-либо страсти, живут увлечения, имеются хобби?
— Страсти точно бушуют, а если говорить об увлечениях, то первое и главное среди них — работа. Вы знаете, я счастливый человек, потому что я не сижу по 8–10 часов в офисе, не корплю над бумагами, не вишу часами на телефоне. Моя работа — это моя жизнь, пронизанная творчеством. А если говорить о каких-то побочных вещах, например, о спорте, то я неплохо плаваю. Очень нравится играть в большой теннис. Люблю автомобили. Словом, всё, чем обычно увлекаются мужчины. Не могу утверждать, что я буквально помешан на музыке. Но когда еду куда-то отдыхать и не беру с собой партитуру, то чувствую, что отдых испорчен.
Здесь очень уютно…
— А вообще как вам показался Тамбов? После великолепия северной-то столицы?
— По поводу великолепия Питера скажу честно: когда там живешь, то этого великолепия попросту не замечаешь. Когда я работал в Кисловодске и приезжал раз в два месяца в Петербург, то начал это явственно чувствовать. Тогда открыл для себя парадоксальную вещь: мне нравится приезжать в родной город просто как гостю. Возможно, потому, что я люблю спокойную, размеренную жизнь, без столичной суеты и толчеи. Тамбов, конечно маленький город, но здесь очень спокойно и уютно. Я ничуть не страдаю оттого, что не живу в Москве или Питере.
Сезон обещает быть интересным
— Ни капельки и ни чуточки?
— Пожалуй, больше нет, чем да. Возможно, такие переживания меня не терзают потому, что сейчас у Тамбова очень тесное сотрудничество с Санкт-петербургским Домом музыки, по приглашению которого в нынешнем сезоне будут приезжать солисты и коллективы и выступать с симфоническим оркестром. К сожалению, у Тамбовской филармонии нет таких средств.
— То есть мы вправе предположить, что юбилейный концертный сезон Тамбовского симфонического оркестра будет чрезвычайно интересным?
— Конечно. Сезон будет очень интересным, все абонементы есть уже. Можно посмотреть все концерты.
Будем думать о гастролях
— Так сложилось, что у Тамбовского симфонического оркестра, по сути, нет гастролей. Эта ситуация как-то будет меняться?
— Да, она непременно будет меняться. Я этот вопрос поставил сразу же, как только пришёл работать. С нового календарного года у нас будут гастроли по России точно. За рубеж — пока не знаю. Чтобы рассчитывать на зарубежные гастроли, нам нужно ещё пахать и пахать. А гастроли обязательно нужны: без них оркестр киснет. Может, это будут какие-то обменные гастроли. Мы будем думать об этом.
Беседовала Вера Степанова
Михаил Леонтьев - выпускник Санкт-Петербургской консерватории, оперно-симфоническое дирижирование осваивал под руководством профессора Владислава Чернушенко.
http://gazeta.aif.ru/_/online/tambov/849/03_01