Маэстро не хотели отпускать
Текст: Андреева Екатерина
Фото: Лев Федосеев
Маэстро Михаил Плетнев.
По небу и по земле добирался до Мурманска Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева. Точнее, самолет привез музыкантов, а большая крытая машина, оснащенная системой регуляции микроклимата, — рояль фирмы «Кавайи».
Казалось бы, зачем утруждать себя доставкой такого достаточно громоздкого инструмента? Дело в том, что маэстро играет исключительно на рояле этой японской фирмы — у него таких пять, они созданы по личным рекомендациям Михаила Плетнева, вся внутренняя механика настроена под индивидуальные особенности его исполнения. Во время переезда музыкальный инструмент сопровождает настройщик, который перед концертом проверяет звучание. За этим процессом дирижер и пианист наблюдает лично.
По мнению специалистов, такой рояль способен передать яростный темперамент, мощную страсть, ювелирную точность и подлинную поэтичность настоящего художника. Убедиться в этом северные поклонники классической музыки могли в конце минувшей недели. В Мурманской областной филармонии состоялся концерт Российского национального оркестра. Руководил музыкантами дирижер Марк Кадин, а основатель коллектива, художественный руководитель и главный дирижер Михаил Плетнев в этот вечер играл на своем рояле.
Попасть на концерт маэстро и оркестра захотели многие: все билеты на выступление были раскуплены. Еще бы, этот музыкальный коллектив — один из лучших в мире, ну, а Михаил Плетнев — признанный маэстро, неординарный музыкант с безупречной техникой, тонким чувством стиля и свежестью исполнительской трактовки. По мнению BBC MusicMagazinе, он «исполняет каждое сочинение как свое собственное, его интерпретации поразительны — подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». Кроме того, он признан лучшим в мире интерпретатором великого Чайковского.
Однако вернемся в Мурманск. В зале аншлаг, на сцене — 60 музыкантов. К слову, до реконструкции мурманская филармония не могла принимать такой большой оркестр в полном составе. А сейчас такая возможность есть. Публику ожидало два часа классической музыки.
В первом отделении оркестр исполнил Симфонию № 1 соль минор «Зимние грезы» Петра Чайковского. Публика слушала музыку затаив дыхание. Небольшой антракт, и концерт продолжился. Во втором отделении музыкантам пришлось немного потесниться — центральное место на сцене заняли Плетнев и рояль.
Маэстро без слов, кивком головы, приветствовал северян и опустил руки на клавиши. Не глядя в ноты, да их, впрочем, и не было, в сопровождении музыкантов исполнил концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор Петра Чайковского.
Выступление было настолько слаженным и энергичным, что показалось, будто оно неожиданно закончилось, не успев начаться, — настолько публику захватило происходящее на сцене. Однако пришлось вернуться к реальности. Михаил Плетнев встал, поклонился. В ответ зал также встал, люди понесли цветы. Получив букеты, исполнитель скрылся за кулисами.
Публика, однако, продолжала стоять и рукоплескать, музыканты оставались на своих местах, тем самым давая надежду, что один из лучших пианистов мира подарит еще несколько минут классики. И эти чаяния оправдались. Михаил Плетнев вернулся и исполнил уже сольно «Рондо» Людвига ван Бетховена. И гости концерта, и оркестранты слушали игру внимательно, некоторые даже закрыли глаза, чтобы отрешиться от всего внешнего. Но все хорошее когда-то кончается, музыкант убрал руки с клавиш, еще раз поклонился и ушел со сцены. На сей раз окончательно.
— У меня грандиозные впечатления от концерта, — поделилась мурманчанка Наталья Козина. — Звук великолепный. События такого масштаба в Мурманске еще не было. Игру Михаила Плетнева и музыкантов нельзя оценивать. Во всяком случае, нам, непрофессионалам.
— Я тоже в восторге. Пришла на выступление случайно: пригласила подруга. Думала, что послушаю первое отделение и уйду. Но не смогла, — сказала другая северянка Александра Краснова.
Визит в Мурманск оркестра такого уровня стал возможен благодаря проекту федерального Министерства культуры и Московской государственной академической филармонии «Всероссийские филармонические сезоны». Он направлен на возрождение активной концертной деятельности на всей территории России и обеспечение равного доступа к культурным ценностям для жителей различных регионов нашей страны.
К участию в проекте привлечены ведущие филармонии и симфонические оркестры страны: Национальный филармонический оркестр России, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского и другие.
Благодаря беспрецедентным по масштабу гастрольным турам «Всероссийских филармонических сезонов» слушатели всей России — от Калининграда и Мурманска до Владивостока и Магадана — могут слышать выдающихся музыкантов: Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Михаила Плетнева, Владимира Юровского. И с каждым годом география проекта расширяется.
— Ничего отличительного в подготовке к концерту, будь он в Мурманске или Германии, нет. Каждое наше выступление — это выход, очередное доказательство нашего мастерства, — сказал дирижер Марк Кадин. — Играть перед залом — большая ответственность, особенно в России исполнять произведения русских композиторов: никого не обманешь, публика у нас просвещенная. Поэтому стараемся работать по максимуму. Конечно, в разных залах при разной публике может быть всякое, но мы выкладываемся на все сто.
— Когда вас приглашают выступать с Российским национальным оркестром, получается, что на сцене два дирижера: вы и Михаил Плетнев. Как складывается ваша совместная работа?
— Репетиции и концерты — процесс обоюдный, мы оговариваем детали, это взаимное творчество, — ответил Марк Львович. — Для меня главным человеком является солист, он на первом месте, значит, нужно сделать все, чтобы обеспечить выполнение его желаний.
www.mvestnik.ru/culture…kat/
Комментарии
Наталья, Севастополь, 18 декабря 2017:
Можно только позавидовать мурманчанам! Надеемся, что и нам повезет!