Маэстро Плетнёв медленно, но верно прививает новую традицию новогоднего вечера.
Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев. © /Владимир Вяткин / РИА Новости
31 декабря он предлагает провести не в кухонных хлопотах, а в Консерватории, на концерте, где будут звучать произведения Моцарта. За рояль он сядет сам, а за пульт Российского национального оркестра встанет
Александр Сладковский.
Светлана Остужева, «АиФ»: Михаил Васильевич, сейчас часто звучит мнение, что современная русская литература измельчала. А современная русская музыка? Есть композиторы уровня Чайковского, Рахманинова? Михаил Плетнёв: За последние 100 лет на людей обрушилась лавина информации. Осмыслить и переварить эту чудовищную массу пока не получается.
А та музыка, которую мы играем, — она закончилась… Вот разве что
Родион Щедрин, если говорить о наших современниках. Да и то он, можно сказать, остаток прежней роскоши — он ведь ещё с
Шостаковичем был хорошо знаком. Если говорить о молодых композиторах — наверное, рано или поздно должно прорасти что-то выдающееся, соразмерное прежним величинам. Впрочем, кризис сейчас, пожалуй, везде. Взять ту же живопись — ты неизбежно столкнёшься с вопросом: а что такое искусство? Трудно ответить на этот вопрос. Сейчас любой человек, взявший в руки кисть, — уже художник. Критерии размыты…
Сегодня творцы отчаянно ищут чего-то нового, свежего. Найти пока не получается. Но висит в Сикстинской капелле Мадонна
Рафаэля — и веками миллионы людей специально едут, чтобы посмотреть на неё. И ей, чтобы привлекать к себе все эти миллионы, вовсе не нужно быть одетой в костюм, предположим, байкерши…
— Многие музыканты сегодня уверяют: классику надо нести в массы. И устраивают концерты, совмещая классику и джаз, рок… А ваша позиция: классику надо нести в народ?— Давать воспитание, основанное на классике, нужно. Причём с детства — в школе, детском саду. Освоению культурного наследия должно уделяться гораздо больше внимания. Но мне не очень нравится термин «массы». Лучше говорить о воспитании просвещённого общества, которому нести ничего не надо, — оно само сможет найти то, что ему нужно, и возможность создавать новые художественные ценности.
— Русских писателей-классиков в мире ценят за то, что они смогли докопаться до таких глубин души, в которые человеку и заглянуть-то страшно. А русская классическая музыка — за что её любят и так активно исполняют в мире? — Наверное, она просто хорошая, оттого и популярная. Русская классическая музыка неразрывно связана с европейской культурой. Наши великие творцы, используя жанры, возникшие в Западной Европе, окрасили свои произведения всем тем, что свойственно русской душе, русской культуре.
Чтобы понять свою самобытность, русскому человеку всегда надо посмотреть на других. Возможно, так сказывается специфика расположения России между Европой и Азией — провоцирует людей на размышления. Русские — очень активный народ. Любознательнее, чем многие. Рыщут везде, всем интересуются. Где ещё на кухнях могут кипеть такие бурные споры о судьбах человечества?! И при этом русскому человеку свойствен не то чтобы комплекс неполноценности, но склонность корить себя, самоедствовать. Искать, где хорошо. Способность восхищаться тем, чего нет у нас. В других странах люди гораздо больше сосредоточены на своих внутренних проблемах.
www.aif.ru