Реформа системы президентских грантов отложена на неопределенный срок
Сцена из спектакля «Экспонаты» Омского государственного академического театра драмы. Фото: Игорь Захаркин
Министерство культуры РФ отказалось от идеи распределения президентских грантов на основе конкурса. Как пояснили в пресс-службе ведомства, конкурс на гранты в нынешней ситуации выигрывали бы одни и те же учреждения культуры, поскольку показатели их работы не меняются ежегодно. Минкультуры подготовило список грантополучателей 2016 года, состоящий, как и ранее, из 83 ведущих учреждений культуры. В общей сложности они получат около 5 млрд рублей.
В проекте постановления правительства предлагается признать акты, связанные с реформой грантовой системы с 2016 года и переводом грантов на конкурсную основу, утратившими силу.
Таким образом, реформа грантов, которая
была одним из главных проектов Минкультуры последних двух лет, отложена на неопределенный срок.
— Участие в конкурсе старейших и системообразующих учреждений культуры и искусства (Большой и Мариинский театры, МХТ имени А. П. Чехова, Александринский театр, Московская и Санкт-Петербургская филармонии и др.) поставило бы в заведомо неравные условия другие малоизвестные и молодые театры, концертные организации и учебные заведения и повлекло бы отрицательный резонанс на результаты конкурса, — сказали в пресс-службе Минкультуры.
Существующие гранты будут сохранены для федеральных учреждений в виде государственного задания.
Грантополучатели отнеслись к отмене реформы по-разному. Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок сказал, что его учреждение не должно соревноваться с другими театрами, поскольку давно доказало свою эффективность и хорошую работу.
— Соревнование, конкурсная основа — это смешно. Гранты всегда давались ведущим коллективам страны. Кому-то эти коллективы нравятся, кому-то нет, но других у нас в стране нет. Кроме того, во всех оркестрах-грантополучателях в объеме заработной платы работников грант составляет около 70%. Если, к примеру, у симфонического оркестра Федосеева отнять эти деньги, то люди пойдут на улицу. Поэтому было принято верное решение сохранить нынешнюю систему, — сказал Кирилл Крок.
Директор государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева Наталья Митина уверена, что при конкурсной системе их коллектив не выдержал бы конкуренции, и назвала эту систему «унижением».
— Наш коллектив не такой медийный, как эстрадные коллективы. Любой конкурс — это поддержка коллектива людьми, с которыми заранее договорились. Будут одни и те же получать. И мы вообще не должны конкурировать, потому что это унижение, — говорит Наталья Митина. — Я считаю, что необходимо сделать пожизненный грант для национальных коллективов, которым более ста лет. Страна может справиться с тем, чтобы в любой кризис поддерживать свое национальное достояние.
Ренат Мухамедьяров, директор Саратовского академического театра оперы и балета, напротив, признался, что его коллективу было бы интересно поучаствовать в конкурсе на грант.
— Мы ждали положения о конкурсной системе, хотели поучаствовать. Я высоко оцениваю работу нашего коллектива, — сказал Ренат Мухамедьяров. — Но не буду лукавить, для нас как для грантополучателей важно, чтобы грантовые выплаты сохранились. Мы получили в этом году 78 млн рублей, и коллектив приспособился к этой сумме. И каким-то образом мы должны будем изыскивать эти деньги, если грант отменится.
Директор Омского государственного академического театра драмы Мир Бывалин не готов соревноваться с другими коллективами в рамках конкурсной системы.
— Если правительство поддержало коллектив один раз, то уже отменять грант нельзя. Наш театр зарабатывает в год 40 млн, но этого недостаточно. На них мы только содержим здание театра и служебные квартиры, выпускаем новые постановки. Зарплата коллектива целиком состоит из грантовых денег. Конечно, можно продавать дороже билеты, но прожиточный минимум населения нашего города не позволяет увеличить цены, — сказал Бывалин.
Система грантов президента России для ведущих творческих организаций и образовательных учреждений в сфере культуры была учреждена в 2003 году для сохранения их кадрового потенциала. В числе первых грантополучателей были два главных театра страны ― Большой и Мариинский, две консерватории ― Московская имени Чайковского и Санкт-Петербургская имени Римского-Корсакова, а также три оркестра: Госоркестр имени Светланова, Большой симфонический оркестр имени Чайковского и Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
Олег Кармунин, Юлия Майороваizvestia.ru