Молодой органист Тимур Халиуллин, три года работающий в Белгородской государственной филармонии, уже давно вышел за рамки «классического органиста». Он не просто исполняет музыку на этом редком в России инструменте, но и бесконечно экспериментирует и рвёт все возможные шаблоны. Тимур Халлиуллин не даёт возможности культурному сообществу Белгорода опомниться и привыкнуть к своим музыкальным изобретениям, создавая всё новые.
Музыкальный вундеркинд и новатор Тимур Халлиуллин поделился с нашим корреспондентом своими новыми безумными музыкальными идеями.
«Экспериментировать с инструментами — это и озорство и мода»— Тимур, ты — классический музыкант, но в последнее время довольно много экспериментируешь с самым классическим в мире инструментом — органом. Ты всё чаще делаешь концерты совместно с музыкантами, играющими на инструментах, которые с органом, казалось бы, совсем не совместимы. Ты даже освоил варган и выступаешь с ним на органных концертах. Твоя энергия не перестаёт удивлять.— А сотрудничества возникали и будут ещё возникать самые неожиданные: от совместных проектов с экзотическими инструментами до скрещивания органной музыки и классического балета или светового 3D-маппинг шоу.
— Это такое озорство, дань моде, способ привлечь внимание и новых людей к классической музыке или что-то иное, как по-твоему?— Это и озорство, и мода, и способ привлечь публику. И ещё — это просто очень интересно придумывать что-то свеженькое, шальное. В этом очень приятно участвовать нашим музыкантам, нам действительно интересно играть! И я уверен что заинтересованность музыкантов всегда передаётся слушателям. Что-то может оказаться непонятным, что-то поначалу даже покажется некрасивым. Но интересно должно быть всегда.
— Скажи, пожалуйста, как профессиональное окружение реагирует на твои эксперименты?— Профессиональное окружение всегда относится сдержанно к такого рода экспериментам, потому что это уход из области академической музыки, это странно и необычно. Но так бывает лишь поначалу. В итоге теперь многие музыканты не только готовы принимать участие в таких экспериментах, но и сами порой подают интересные, свежие идеи и изобретают что-то новое совместно с органом.
«В Белгороде есть уникальный набор редких инструментов и музыкантов, владеющих ими»— А вообще — насколько такой новаторский подход к органу популярен в музыкальном мире? Для нас всё это в диковинку, а как в других странах? Или это исключительно твоё изобретение?— По поводу степени новаторства смело заявляю, что большая часть проектов — это абсолютно неповторимое и новое явление и прежде всего потому, что только в Белгороде есть такой уникальный набор редких инструментов и музыкантов, владеющих ими.
— Действительно, смелое заявление.— Да, при этом все эти музыканты объединены общим энтузиазмом не без большой поддержки филармонии с её шикарными залами и интересом публики. Достаточно перечислить лишь некоторые инструменты, чтобы оценить степень новаторства их использования в ансамбле с органом. Это не только полюбившиеся белгородской публике дудук, пан-флейта, волынка, но и электровиолончель, карильон, клавесин, китайская флейта Шао, маримба, электросаксофон, ну и… варган. Всё это лишь некоторые редкости. Ведь часто не только редкие инструменты используются в ансамбле с и без того редким органом, но и необычные переложения, премьерные сочинения современных композиторов. Степень новаторства определяют и такие технические возможности нашего зала, как светомузыкальное освещение, использование дым-машины.
— Неужели эти условия в музыкальном мире — редкость?— Да, многие экспериментальные вещи были возможны только в Белгородской филармонии. Например, любой проект с карильоном неповторим больше нигде во многом потому, что только у нас в Белгороде карильон мобилен, он разбирается, перевозится, устанавливается на сцену и так далее. Есть, конечно, в мире ещё несколько мобильных карильонов, но большая часть всё же — это колокольни и башни. У нас же карильон уже звучал со сцены большого зала филармонии и даже в составе симфонического оркестра. С карильонистом выступали электровиолончель, волынка, труба, сопилка, контрабас, кларнет и было даже огненное шоу. А концерты «Белгородский звон» на музейной площади по воскресеньям стали доброй традицией.
«Не успокоюсь, пока с органом в ансамбле не прозвучит, всё, что может звучать»— Твои музыкальные эксперименты поистине безграничны.— Абсолютно новаторскими были такие программы, как «Орган и музыка народов мира», «Виртуозная педаль» — программа полностью посвящённая игре ногами на органных педалях, «Колокола» — концерт, в котором орган не только звучал в ансамбле с симфоническими колоколами, но и сам им подражал. В программу входил и карильонный концерт перед началом и после концерта. Для этого карильон специально установили на террасе парадного входа, и слушатели заходили на органный концерт под колокольную музыку.
— Я попробую предположить, что к тому же далеко не все идеи исчерпаны.— На этом экзотика, конечно, не заканчивается. Не успокоюсь, пока с органом в ансамбле не прозвучит, всё, что может звучать. Ну, а если серьёзно, то путей для расширения репертуара в органном зале очень ещё много. Например, в эксплуатацию с недавнего времени введён и ещё один довольно редкий инструмент — клавесин.
— И клавесин пополнит ряд дудука, пан-флейты и других инструментов, которые уже звучали с органом?— Да, и я ряд дополню и продолжу. С органом звучал электросаксофон, балалайка, альт, виолончель, кларнет, контрабас, скрипка, бас-тромбон, волынка Гайта и волынка Хулуси, трубы, валторны, арфа. С органом звучал и хор, и камерный оркестр и даже ударная установка и симфонические колокола. Все виды вокальных голосов также были представлены в ансамблевом звучании с органом. И это ещё не предел. Впереди ожидается ещё и интересное сочетание органа с редким голосом контратенором. Это будет 15 декабря на праздновании 3-го дня рождения нашего белгородского органа. Ещё список продолжится гитарой, тромбоном и классической флейтой на уникальном концерте «Дирижёры играют» в этом концерте наш художественный руководитель и дирижёр народного оркестра Евгений Алешников сыграет на гитаре под аккомпанемент органа, дирижёр духового оркестра Юрий Меркулов — на тромбоне, а дирижёр симфонического оркестра Дмитрий Филатов — на флейте. Были также необычные ансамбли, например, двух органистов в четыре ноги, без участия рук.
— Тимур, в октябре в филармонии в рамках акции «Ночь искусств» белгородский композитор Елена Латыш-Бирюкова представила премьеру пьесы «Музыка утренней росы». Расскажи немного об этой пьесе, что она из себя представляет?— О пьесе Латыш-Бирюковой с удовольствием расскажу. Идея переложить это сочинение для органа принадлежит Михаилу Пидручному, исполнившему в нём партию пан-флейты. У нас было очень мало времени на этот эксперимент, но никогда мы ещё не подходили к процессу с таким творческим энтузиазмом. В итоге, в процессе работы привлекли ещё и виолончель, и рэйнстик, инструмент изображающий шум дождя, а также инструмент Чаймс, который придаёт ощущение волшебства, что-то наподобие колокольчиков… показав нашу версию композитору, мы получили одобрение. По словам Елены Латыш-Бирюковой это получилась самодостаточная пьеса, медитативная и глубокая, и орган придал её звучанию тонких красок — я специально использовал регистр органа «голос неба», виолончель теплоты утреннего солнца, а флейта пана словно передала сам голос природы. Кстати, Михаил придумал имитировать пение птиц на флейте Пана. В целом получилась такая божественная композиция. Например, моя мама говорит, что именно эту запись слушает по несколько раз в день. Говорит, успокаивает и умиротворяет.
«Новость с электроорганом „Йоханнус“ напрямую связана с другой новостью»— Увидела у тебя на страничке в «Фейсбуке» фотографию органичка по имени «Йоханнус». Что это ещё за новости такие? В филармонии появился ещё один орган?— Новость с электроорганом на самом деле связана напрямую с другой новостью. С сентября я начал преподавать орган и клавесин в Белгородском музыкальном колледже и Институте культуры и искусств. Так что теперь у меня 11 студентов! И в филармонию привезли как раз орган из колледжа.
— Какой сюрприз. Я-то думала, что орган в органном зале филармонии — единственный в Белгороде в своём роде.— Это учебно-репетиционный инструмент. Просто нередко в партитурах симфонических произведений бывает задействован орган. А органа в большом зале у нас нет, перенести из органного зала невозможно, а симфонический оркестр просто не влезает на сцену органного зала. Поэтому в таких случаях орган из колледжа привозят в большой зал. Такое было уж несколько раз.
— Значит, неугомонный экспериментатор Тимур Халиуллин ещё и за преподавание взялся. И каковы успехи на педагогическом поприще?— У моих студентов, кстати, скоро ожидается первый академический концерт в органном зале, 19 декабря в 17.00. Приглашаю, вход свободный. Так что вскоре в Белгороде будет действительно своя органная культура. Одна из моих учениц даже поступила в Петербургскую консерваторию этим летом. Она так же занималась на этом электронном органе, нередко выступала со мной в ансамбле на концертах.
Автор статьи: Мария Литвинова
по материалам сайта
http://www.go31.ru/news/671945