Вологодская филармония регулярно радует своих слушателей встречами с молодыми талантливыми музыкантами, получившими известность в России и за рубежом. Это стало возможным благодаря федеральной программе «Звёзды XXI века», реализуемой при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. 17 марта на сцене Вологодской филармонии в рамках данного проекта выступила молодая пианистка
Злата Чочиева. Вологжане услышали в исполнении пианистки произведения Доменико Скарлатти, Сергея Прокофьева, Сезара Франка, Фредерика Шопена.
Со Златой Чочиевой побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии, Евгения Лапцова.
Злата, зарубежная пресса с восторгом называет Вас «обладательницей многогранной техники исполнения, которая наполняет внутренним светом каждый такт…». Сегодня Вы наполнили светом зал филармонии, вовлекли нас в особое, медитативное состояние. Как Вы считаете, этому способствует выбор концертной программы или Ваши личностные особенности?Выбор программы, безусловно, имеет значимость. Бывает очень интересно попробовать одну и ту же программу с разной публикой в разных залах, при этом всегда возникает что-то новое. Но нельзя упускать и такой момент как духовное единение исполнителя со слушателями. Я считаю, что публика играет огромную роль в творческом процессе, в некой мистерии, нирване, как Вы сейчас назвали. Важно присутствие двух персонажей — исполнителя и публики.
Вы концертировали в самых знаменитых залах мира. Как Вам исполнялосьсегодня в зале Вологодской филармонии?Сегодня я получила колоссальное удовольствие: мне очень понравилась вологодская публика, замечательная акустика, великолепный зал. В Вологде я впервые, и, к сожалению, мало что успела посмотреть, но знаю, что Ваш город необыкновенно красив, имеет интереснейшую богатую историю.
Где Вам уже посчастливилось выступить в рамках программы «Звезды 21 века»?Я неоднократно выступала в Сибири: Барнауле, Кемерово, Красноярске, Томске. Недавно была в Казани, часто выступаю в Москве. В рамках проекта также планируются концертыв Красноярске (в марте) и Екатеринбурге (в мае). 21 марта я буду выступать в Большом зале Московской консерватории с Национальным филармоническим оркестром России, где буду исполнять произведения Листа.
Имеет ли для Вас значение выступать в России и или в других странах? Есть ли разница в восприятии публики?Я осетинка, мои родители родились в Цхенвале, но я родилась и прожила большую часть жизни в Москве. Сейчас живу в Австрии, в Зальцбурге. Могу сказать, что публика отзывчива везде, она отличается лишь предпочтениями репертуара. Так, например, в Австрии, Германии очень любят австрийскую музыку, Моцарта, Шуберта, там этих композиторов чувствуют по-особому. Также как в России, наблюдается особое родство русской души с Петром Ильичом Чайковским. Естественно, музыка гениев звучит везде, и везде воспринимается по-разному. Но я нахожу больше духовного родства на Родине, так как композитор на Родине, на мой взгляд, звучит по-особому.
Злата, Вы начали обучаться музыке с 4 лет. Что определило столь раннее знакомство с инструментом?Мой старший брат учился в музыкальной школе, и маме не с кем было меня оставлять, он забирала меня вместе с братом в музыкальную школу и я слушала его уроки. Мне захотелось заниматься тем же самым, я проявила инициативу и педагог моего брата решил меня попробовать. С этого и начался мой музыкальный путь.
На Ваше творчество оказал большое влияние один великих музыкантов-Михаил Плетнев, под руководством которого Вы занимались и играли в составе Российского национального оркестра. Как сложилось Ваше сотрудничество с ним?Одна из самых больших моих удач в жизни- встреча с Михаилом Васильевичем Плетневым, который с самых юных лет стал одним из самых дорогих мне музыкантов. Михаил Васильевич пригласил меня сыграть с его оркестром дважды, потом мы начали заниматься, и на протяжении трех лет я была его ученицей, учась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Это неординарный человек, настоящий гений, который влияет на каждого человека, который просто находится с ним рядом. Большое счастье - с ним общаться, а тем более учиться. Он оказал огромное влияние на мое становление как музыканта.
Есть ли среди музыкантовтот, кто является для Вас примером, авторитетом?Я очень люблю Сергея Васильевича Рахманинова. Не только как композитора, музыканта, но и как личность. Он для меня всегда будет олицетворением истины в музыкальном творчестве, к которой я буду стремиться, но никогда не достигну.
Есть ли что-то, с чем Вы не можете мириться в своей профессии?В артистах меня расстраивает неискренность, когда наша профессия превращается в средство зарабатывания денег. Это такая тонкая грань, которую не стоит переступать. Нужно оставаться честным перед собой, перед творчеством, перед публикой. Это очень важный параметр моего жизненного кредо.
В одном из Ваших интервью я прочла, что Вам нравится водить машину и управлять самолетом. Вы любите драйв?Да, в какой-то мере мне присуща авантюрность. Попробовать самолет меня сподвигло желание побывать в другой реальности, в другом временном пространстве. Я очень люблю самолеты, люблю летать как пассажир. Управлять им — двойное удовольствие.
Вы являетесь лауреатом ряда международных фортепианных конкурсов, обладательницей первых премий и даже победительницей в конкурсе зрительских симпатий. А что для вас истинное признание?Для меня очень важен момент, когда я заканчиваю свое выступление, ухожу со сцены, и понимаю, что в людях, покидающих зал, что-то изменилось, они уже немного другие, нежели когда пришли. Это — духовное наполнение, которое дарит музыка. Музыка для меня — жизнь, самый дорогой сердцу язык. Мне трудно выражать свои чувства и сокровенные мысли словесно. С помощью звуков это получается значительно более искренне. Хочется пожелать всем слушателям духовно обогащаться, не идти по легкому пути, даже если что-то непонятно, прийти второй и третий раз в филармонию и постигать тайны великого и высокого искусства.
Евгения ЛАПЦОВАВологодская филармония