Концерт состоялся на сцене Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова 22 ноября. Партнером Хора Минина, недавно отметившего 50-летие с момента основания, стал Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и дирижера лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска»
Андрея Данилова. Солисты — артисты
Московского государственного академического камерного хора Олег Куликов (тенор), Иван Щербатых (баритон, бас).
Выступление прошло в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
«Каждое выступление Московского государственного академического камерного хора, созданного Народным артистом СССР Владимиром Мининым,
— это событие в музыкальной жизни региона. Творческий тандем Ульяновского академического симфонического оркестра и прославленного коллектива подарил слушателям праздник музыки и целую гамму эмоций и впечатлений, исполнив сочинение одного из крупнейших итальянских оперных композиторов. Наполненная оптимизмом, внутренней энергией и жизнелюбием, Messa di Gloria Пуччини впервые прозвучала в Ульяновске. Благодаря поддержке Московской государственной филармонии и программе „Всероссийские филармонические сезоны“ Министерства культуры РФ, ульяновцы имеют возможность услышать именитых исполнителей и произведения, составляющие золотой фонд отечественного и мирового музыкального искусства», — отметила директор и художественный руководитель Ленинского мемориала Лидия Ларина.В программе концерта прозвучали сочинения Джакомо Пуччини, созданные им в ранний период творчества в родном городе Лукка. «Симфоническая прелюдия» (Preludio Sinfonico) — одна из первых работ юного композитора, написанная им в 1876 году. В то время молодые итальянские авторы увлекались музыкой Рихарда Вагнера. Не избежал этого и Пуччини: его оркестровое сочинение отталкивается от вступления к опере «Лоэнгрин». В то же время, в «Симфонической прелюдии» уже пробивается и собственный «голос» Пуччини.Messa di Gloria для тенора, баритона, хора и оркестра — дипломная работа молодого композитора в Консерватории Лукки (1880) вызывает особенный интерес. Как отметил художественный руководитель
Московского государственного академического камерного хора Тимофей Гольберг, по форме она представляет собой полную мессу, но далека от ортодоксальности.
«Сам дух сочинения вызывает ассоциации скорее с театральной, чем с церковной музыкой. Пуччини писал его в двадцатилетнем возрасте. Оно проникнуто духом весны и доступно всем, потому что
в нем заложены темы самых известных его опер. Можно сказать, что Пуччини рос на этом сочинении как композитор, а музыкальный материал этой мессы стал первоисточником для дальнейших его оперных шедевров. Поэтому, когда прослушиваешь Messa di Gloria, кажется, будто ранее эту музыку уже слышал. Думаю, многие из слушателей стали свидетелями этого слухового впечатления впервые. Это произведение необычайной красоты, его можно воспринимать с широко отрытым сердцем, даже не особо углубляясь в латинский текст утреннего католического богослужения. Эта музыка сразу ложится на сердце даже при первом прослушивании. Благодаря естественности и песенности музыкального языка, мне кажется, она понятна абсолютно каждому, вне зависимости от того, в какой стране он рос», — рассказал Тимофей Гольберг.
«Работа с таким замечательным коллективом с мировым именем — хором Минина протекала интересно и творчески. Репетиции и концерт прошли с большим воодушевлением. Мы знаем Пуччини как великого оперного композитора. Произведение
Messa di Gloria очень искреннее, теплое, человечное. На мой взгляд, его подход к религиозному жанру очень гуманистический. Это произведение широко исполняется в Европе, во всем мире, в Италии прежде всего. Но и в России в последнее время завоевало своих почитателей. Мне кажется, эта музыка нам очень близка, потому что, как и другие произведения Пуччини, она идет от самого сердца. И здесь всегда можно найти что-то свое, близкое своему внутреннему мироощущению. Конечно, как и подобает композитору-веристу, Пуччини дает здесь широкий спектр ярких эмоций. Я думаю, что это всегда интересно и публике, и исполнителям.
Preludio Sinfonico — тоже раннее произведение Пуччини, под опусом 1. И многие темы этой „Симфонической прелюдии“ мы тоже слышим в его операх. И Месса, и прелюдия по духу очень близки, и мне кажется, было логичным их объединить в концерте», — прокомментировал Андрей Данилов.
Программа и исполнители заинтересовали публику разных возрастов и профессиональных интересов. Концерт смогли посетить и молодые ульяновцы по Пушкинской карте.
Выступление Минин-Хора и УГАСО «Губернаторский» открыл
цикл концертов Ленинского мемориала «Вечера в театре». Следующие концерты этого абонемента пройдут в марте в рамках 61-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».