Музыкальные фестивали в Москве и Баку помогают жителям двух стран лучше узнать композиторов наших дней — и друг друга.
Фестиваль современной музыки «Московская осень» — один из самых старых в России, да и вообще на постсоветском пространстве. Учрежден он был в 1979 году Союзом московских композиторов как профессиональный форум, в рамках которого представляли свои произведения композиторы разных стилей, направлений и поколений. В эти дни фестиваль проходит в 37 раз, и, как и прежде, его программа охватывает все жанры, в которых работают современные композиторы: оперы и балеты, симфонические полотна, камерные сочинения, романсы, джаз, мультимедийные проекты, духовную музыку.
«Это очень важно — иметь площадку, на которой фактически любой автор может услышать свое сочинение», — говорит Фарадж Караев, один из ведущих композиторов постсоветского пространства, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Его сочинения тоже входят в программу фестиваля, опус «Lastpostlude — post…» будет исполнен ансамблем «Студия новой музыки» — это ведущий российский коллектив, исполняющий сочинения современных авторов. 7 октября опус уже был с успехом исполнен на «Музыкальном бьеннале 2015» в Венеции. В целом же в рамках фестиваля в этом году прозвучали и еще прозвучат более сотни произведений современных композиторов — и весьма известных, и находящихся в начале своего творческого пути. Поддержка молодых авторов, как и пропаганда современного музыкального искусства во всем его многообразии — главная миссия «Московской осени».
«В советские времена было достаточно много таких площадок, — говорит директор Центра росийско-азербайджанской дружбы Наталия Красовская. — После распада СССР почти все они, по понятным причинам, прекратили свое существование. Однако в последние годы такие фестивали возобновляются. Один из самых интересных проходит в Баку».
Речь идет о фестивале современной музыки имени Кара Караева, который впервые состоялся в 1986 году. Спустя много лет он возрожден его художественным руководителем Фараджем Караевым и сегодня является одним из самых заметных музыкальных событий на постсоветском пространстве. Здесь исполняют не только классику, но и совершенно новые вещи. Залы на концертах никогда не пустуют: за шесть лет фестивалю удалось воспитать собственную публику. По свидетельству композитора Сергея Невского, по части оркестровых премьер и первых исполнений фестиваль имени Кара Караева обошел почти все страны СНГ: «То, что они играют — это просто фантастика!»
Как говорит Фарадж Караев, российские музыканты и музыковеды — постоянные участники бакинского праздника современной музыки, а музыка российских композиторов — всегда в программе. Так, в апреле этого года гвоздем фестиваля была постановка мультимедийной оперы Владимира Тарнопольского «По ту сторону тени» — совершенно уникального произведения, которое буквально незадолго до этого впервые увидели зрители Москвы. На вопрос, есть ли перспектива когда-нибудь провести один фестиваль современной музыки на две страны, Фарадж Караев отвечает: «Это было бы сложно технически. Но у меня две родины — Баку и Москва, Азербайджан и Россия. И когда мы проводим фестиваль в Баку — это всегда не только праздник музыки, но и праздник дружбы».
Как замечает руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев, культурные события такого масштаба, как «Московская осень» или фестиваль имени Кара Караева, являются мощным объединяющим фактором в отношениях двух стран. «Они создают единое культурное поле, в котором живут наши люди, и значит, создают новые пути для взаимопонимания и контактов между нами», — уверен депутат.
www.pravda.ru