Грандиозное музыкальное событие – единственный в России международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева в восьмой раз приглашает музыкантов, владеющих этим мощным и непростым инструментом. По традиции, полуфинал и финал смотра принимает самый западный областной центр страны – Калининград. В апреле прошёл отбор музыкантов в США, в мае – в Германии. В Москве прослушивания участников первого тура идут в эти дни.
Главный приз конкурса – Органный ангел. Репортеры буквально соревнуются, спешат его запечатлеть. После пресс-конференции в борьбу за него вступят органисты. Уникальная фигурка из цельного куска янтаря будет вручена уже в 6 раз. Впервые ее вручили на третьем конкурсе. В этом году у ангела есть неплохой шанс не улететь за границу, а остаться в России. Наши участники представляют весьма сильную конкуренцию признанным органным державам.
«Уровень российской школы вырос, – отмечает арт-директор Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева. – Это связано со свободным выходом наших музыкантов за рубеж. Они ездят учиться, гастролируют там. Наша школа отчасти и благодаря конкурсу и признана, как школа».
Открывая встречу с журналистами, Вера Таривердиева напомнила, что важны не только премии и награды. Самое главное – создание органного конкурсного братства. Действительно, лауреаты этого состязания не теряются в бурной концертной жизни. Для Лады Лабзиной в 2001-м конкурс имени Таривердиева стал финальной точкой в ее конкурсных баталиях. На этот раз приехала поболеть за своих учеников.
«Мое пожелание – быть естественно выразительным, – говорит лауреат конкурса, доцент кафедры органа, клавесина и арфы Казанской государственной консерватории Лада Лабзина. – Свое мастерство и профессионализм, они будут наращивать, а на конкурсе быть искренним, естественным и выразительным».
В этом году на конкурс подано более 60 заявок, рекордное количество для органных состязаний. В московском туре участвуют 10 человек. Их оценивает представительное международное жюри под председательством профессора московской консерватории Любови Шишхановой. В числе судей – Джэймс Хигдон. Концертирующий органист, профессор, глава кафедры органа Университета Канзас, он третий раз участвует в работе жюри этого конкурса.
«В XXI веке границы между органными школами стираются, – считает Джэймс Хигдон. – Глобализация дает возможность каждому узнать все обо всем. На первый план выходит именно интерпретация, традиционное звучание того или иного композитора. Главная задача членов жюри выделить стилистически верное исполнение».
В этом году решили испробовать систему оценки, принятую на Лейпцигском конкурсе, то есть обойтись без обсуждений. После всех прослушиваний каждый член жюри предложит свой список из пять человек, достойных участвовать во втором туре. Если списки будут слишком отличаться, то вернутся к традиционному способу, поэтому на всякий случай делают пометки и ставят оценки выступающим.
Новости культуры (ВИДЕО)