Изучение полифонических произведений является базой для воспитания пианистов и музыкантов, так как одной из типичных особенностей фортепианной фактуры является ее полифоническая многоплановость. На протяжении истории своего развития фортепианная литература впитала в себя различные свойства вокальной, оркестровой, органной, клавесинной полифонии, что способствовало ее разнообразию как по содержанию, так и по стилевым и жанровым особенностям.
Перед пианистом полифоническая музыка ставит ряд особенно трудных задач. Он должен уметь играть как бы один за многих, одновременно вести несколько мелодических линий, несколько голосов, сообщая каждому из них свойственное ему туше, динамический план, фразировку и объединяя вместе с тем эти голоса в единый процесс развертывания произведения в целом.
Необходимой ступенью на пути к постижению полифонической музыки и ее исполнения является изучение педагогического наследия И. С. Баха. Трудно переоценить роль и значение сборников «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции и симфонии» в становлении учащихся школ искусств как будущих музыкантов.
Легкие полифонические пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» — ценнейший материал, который активно развивает полифоническое мышление маленького ученика. Это своеобразный домашний альбом семьи И. С. Баха. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы как собственные, так и чужие, написаны в тетради рукой самого И. С. Баха, иногда его жены — Анны Магдалены Бах, встречаются страницы, написанные детским почерком какого — либо из сыновей Баха. Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах» — представляют собой небольшие танцевальные пьесы (полонезы, менуэты, марши), арии, хоралы. Они отличаются богатством мелодий, ритмов и выраженных в них настроений.
На материале сборника «Маленькие прелюдии и фуги» И. С. Баха ученики познают такие понятия как тема, имитация, противосложение, скрытое многоголосие. Популярный сборник дает возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской артикуляции, фразировки, динамики, голосоведения. Многое в понимании пьес И. С. Баха достигается через знакомство учащихся с традициями эпохи барокко, звучанием клавесина, клавикорда, органа, различных исполнительских редакций.
Большую ценность в педагогическом репертуаре средних и старших классов музыкальных школ представляет сборник «Инвенции и симфонии» И. С. Баха, благодаря художественной содержательности образов, полифоническому мастерству, стройной форме, глубине содержания и разнообразию жанровых оттенков. На изучении инвенций и симфоний осуществляется подготовка учащихся к исполнению самой сложной полифонической формы — фуги.
Начиная с маленьких прелюдий и заканчивая трехголосными инвенциями, музыка Баха проходит через весь творческий путь каждого пианиста, открывая глубокий смысл и для разума, и для души как слушателя, так и исполнителя. А каждое новое поколение людей открывает в музыке Баха нечто новое, созвучное себе и своему времени.