Гитарные праздники от маэстро имеют безусловный успех у взыскательной публики.
Гастрольный график лауреата международных конкурсов, победителя Всемирной гитарной фиесты в Берлине Валерия Чайкина мало что сказать насыщен. Маэстро нарасхват - в России и за рубежом.
Нынешней осенью калининградцу рукоплескала публика Южного побережья Франции (Ницца, Монте-Карло, Канны), потом - Москва, где во Дворце МГУ мастерство гитариста-виртуоза по достоинству оценила весьма взыскательная аудитория: профессура и студенты одного из самых известных вузов страны. В начале весны Валерию предстоит поделиться достижениями русской гитарной школы с американскими меломанами: два больших концерта в Нью-Йорке — это только начало.
Обласканы творчеством талантливого исполнителя и мы, его земляки. Так в 2009 году он придумал рассчитанный на десять лет проект «Эпоха Водолея» в честь 110-летия со дня рождения своего любимого драматурга и поэта Федерико Гарсиа Лорки. Место встречи — областной драматический театр. «Первой ласточкой» этого цикла стала «Месса Фламенко» в постановке тогдашнего художественного руководителя областной драмы Евгения Марчелли. Концерт-спектакль по произведениям знаменитого автора являл собой синтез музыки и высокого слова. Среди персонажей - Свет и Тьма, Страсть, Ревность, Хозяйка Судьба и Ритм, которому мы все подчинены. И, конечно же - несравненная музыка Фламенко.
2010 год подарил нам «Магию гитары». Чайкин познакомил публику с неограниченными концертными возможностями этого, исповедально-камерного, а для кого-то до поры до времени «вспомогательного», «аккомпанирующего» инструмента. Рядом с гитаристом-виртуозом на сцене находились его друзья и коллеги - Алексей Бачинский, Сергей Егоркин, Марат Кучушев и аккордеонист Мирослав Лелюх.
«Эпоха Водолея» в 2011-м - концерт-рассуждение о том, каким будет музыкальное искусство в ближайшем будущем? Ознакомившись с разного рода учениями и пророчествами, автор проекта пришел к весьма оптимистичному умозаключению: различные направления, жанры и стили переплетутся, сольются воедино, и это будет - «высоко»! Один из ярких примеров такого содружества, по мнению маэстро, это музыка Фламенко. Сказано — сыграно! В произведениях, щедро продемонстрированных нам исполнителем, слышались арабские мотивы, греческие песнопения, иудейские плачи, африканская ритмика, латиноамериканские «краски», много чего еще. И в основе всего этого - глубокая энергия Древнего Востока.
Год 2012-й ознаменовался проектом «Гита Ра» - два слова, на санскрите означающие «песнь солнца». Такой вот лучезарный инструмент... Это был самый звездный состав: в концерте, помимо самого маэстро Чайкина, принимали участие знаменитый виолончелист из Вильнюса художественный руководитель камерного оркестра Клайпедской филармонии Миндаугас Бачкус и обладатель гран-при 53-го интернационального фестиваля в Японии гитарист Марко дель Грэко. К слову, то был первый приезд итальянца в Россию.
10 апреля в облдрамтеатре — очередной гитарный праздник, на сей раз — под названием «Лучшее за пять лет».
- Не хочу предвосхищать, но соберется много именитых гостей, - сказал Валерий Чайкин.
… В свободное от репетиций и гастролей время выпускник Московской государственной консерватории имени Гнесиных сочиняет исполненную глубокой энергии музыку, которая имеет безусловный успех у публики. А не так давно экспериментатор переложил виолончельные сюиты Иоганна Себастьяна Баха на гитару. С тех пор гитаристы считают эти произведения «своими».
Ирина МОРГУЛЁВА,
kaliningradka.ru