16 мая в Тверской академической областной филармонии прошла пресс-конференция, вызвавшая большой интерес у представителей местных СМИ. Повод был вполне весомый: коллектив филармонии — Губернаторский камерный хор «Русский партес» вернулся с «Московского Пасхального фестиваля». Такой большой чести представители Твери удостоились впервые. Бренд фестиваля настолько высок, что даже коллектив с мировым именем гордился бы участием в таком музыкальном форуме. Поэтому неудивительно, что вопросы журналистов затронули практически все темы, которые возможно было задать в этой связи: на каких площадках выступали, как принимали зрители, что запомнилось и т. д.
Газета «ВТ» перед отъездом музыкантов на форум уже публиковала интервью с руководителем хора Андреем Кружковым, поэтому остановимся на тех деталях, которые в него не вошли.
Андрей Кружков (художественный руководитель филармонии):
Премьера для москвичей— Премьера связана с именем выдающегося человека. Это Александр Васильевич Александров — композитор, дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель. Автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.
Краснознаменный ансамбль песни и плясок, созданный им, знают во всем мире. В первые дни Великой Отечественной Краснознамённый ансамбль был разделён на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии. Нередко труппа гастролировала и в полном составе, а всего за время войны коллектив дал около 1500 концертов, продолжал записывать пластинки, выступал на радио. В 1941–45 гг. Александров написал лучшие песни, постоянно звучащие и по сей день, среди которых, наверное, самая известная- «Священная война».
Однако мало кто знает, что народный артист СССР (1937), лауреат Сталинских премий (1942, 1946), генерал-майор (1943), удостоенный ордена Ленина и других советских наград, был глубоко верующим человеком, увлекался церковным пением и писал духовную музыку. Для нас, тверичей, очень важно знать, что в начале ХХ в. Александров регентовал в нашем Спасо-Преображенском соборе, который сейчас восстанавливается. Несколько лет назад в архивах были найдены его ноты духовных сочинений. «Русский партес» стал первым исполнителем этих произведений.
Так вот, для взыскательной московской публики мы их исполнили. Выступление хора было встречено очень тепло. Так же тепло были приняты произведения нашего тверского композитора Сергея Левина, который является и одним из хормейстеров коллектива. Для москвичей наша программа стала, по признанию зрителей, приятным открытием. Был широкий общественный резонанс, что очень приятно.
Татьяна Сальникова (директор филармонии):
Долгий путь к признанию— К участию в фестивале мы шли долгим путем. Много лет подряд филармония отправляла свои заявки. Думаю, что нам помогло тесное сотрудничество с Тверской Епархией, которая, в свою очередь, сотрудничает с фестивалем. В итоге при очень жёстком отборе в этом году мы получили приглашение, и не просто с одним сольным выступлением, а с тремя программами, что говорит о высоком уровне нашего хора «Русский партес». Если говорить об уровне фестиваля, то это уровень мировой, и мы в подобном форуме участвуем впервые. Вообще таких хоровых форумов в нашей стране очень мало. Это очень затратное удовольствие. Но хоровое искусство сегодня получило толчок к развитию. Естественно, что маэстро Гергиев уделяет внимание этому направлению. Нужно отметить, что и мы сами устраиваем хоровые фестивали. На День славянской письменности мы делаем программу в Горсаду. Есть у нас и тверской фестиваль «Поющая земля Тверская». В рамках этого фестиваля мы выступим на юбилее Ржева. Мы тоже развиваем хоровую культуру.
Ольга Атрахова (солистка хора):
Волнение, без которого невозможно обойтись— Мне повезло, потому что я принимаю участие в этом фестивале во второй раз. Первый раз случилось это, когда я еще училась в Академии хорового искусства в Москве. Это был мой первый опыт выступления на таком большом и значимом форуме. С тех пор прошло много лет, я уже давно пою, но волнение перед выступлением и во время выступления никуда не ушло. Хотя глаза у зрителей были очень добрыми и лучезарными. И принимали нас очень радушно. Выступления подобного рода — хорошая школа для любого творческого человека. Хотя сам формат выступления не предусматривал каких-то совместных концертов, где мы могли бы понаблюдать за исполнением и работой прославленных мастеров, сами площадки порой ставили перед нами сложные задачи, которые приходилось решать буквально на ходу. Поэтому фестиваль стал хорошей школой для нашего хора. Мы выступали на трех различных площадках с разными программами — в Центресоциального развития и семейного воспитания, в храме Григория Неокесарийского, где крестили Петра Первого, в Ростове Великом- кремль.
Поразило выступление в храме. Это ведь действующий храм! В нём просто расставили стулья. На концерт пришло более шестисот зрителей. Это ведь совершенно другая акустика! Когда храм заполнен людьми, нам буквально передается их эмоциональное напряжение. При этом еще и петь технически сложнее. А в Ростове Великом мы выступали в кремле на открытой площадке. Сольные вещи мне приходилось петь в микрофон. Очень непривычно. Я ведь не эстрадный солист. Но справилась.
Музыка, которая лечит душиПри всем радушии зрителей, при всей значимости самих площадок, которые неразрывно связаны с историей России, больше всего коллективу «Русский партес» запомнилось выступление в Центре социального развития и семейного воспитания, где прозвучала программа «От духовной музыки до песен военных лет».Хор слушали дети с ограниченными возможностями. Артистов поразила внимательность юных зрителей. Это была очень трепетная картина. В зале стояла абсолютная тишина. Обычно такие дети капризны и долго не могут сидеть на месте без движения, да и вообще сконцентрироваться на чем-то. Во время исполнения песен у артистов хора рождалось понимание — звучащая музыка лечит этих маленьких человечков. Но как только исполнение песни заканчивалось, маленькие зрители начинали аплодировать! Такие впечатления незабываемы.
Селфи, над которым работаютПри всей серьезности и значимости пресс-конференции, ваш покорный слуга не удержался от веселого вопроса. Я спросил у Татьяны Сальниковой, а есть ли подтверждение, что вы выступали на «Московском Пасхальном фестивале»? Где селфи с Гергиевым? Татьяна Сальникова посетовала на то, что маэстро не учел моего пожелания и улетел со своим коллективом на концерт в Пальмиру, но они будут работать над поставленной мною задачей и обязательно такое селфи сделают на следующем фестивале!
Андрей ВАРТИКОВwww.газета-вся-тверь.рф