Московский камерный оркестр Musica Viva, народные артисты России Александр Рудин (виолончель) и Николай Луганский (фортепиано) открыли 56-ю Глинковскую декаду в минувшую субботу, 25 мая.
Долгожданное открытие 56-го Международного музыкального фестиваля прошло по традиции на украшенной большим портретом великого композитора сцене Государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова. Со словами приветствия к гостям и участникам форума обратился Николай Кузнецов, заместитель губернатора Смоленской области. Весь мир в 2014 году 1 июня отметит 210 лет со дня рождения Михаила Ивановича. Учредители нынешнего фестиваля – Министерство культуры РФ, департамент Смоленской области по культуре и туризму, Смоленская областная филармония – посвящают его 1150-летию Смоленска. Славная юбилейная дата настроила слушателей на особую, праздничную волну. С появлением больших ярких афиш публика сразу отметила высокий художественный вкус организаторов фестиваля, сумевших пригласить на малую родину Глинки интереснейших исполнителей. Вот что сказал на пресс-конференции, посвящённой проведению декады, художественный руководитель филармонии Анатолий СИДЯЧЕНКО:
– Формируя афишу и наполнение фестиваля, мы стремимся развивать концертную практику музыкального сотворчества, не только приглашать звезд мирового уровня, но и показывать свои замечательные коллективы. Убедительным примером такой тенденции может служить концерт 27 мая Смоленского камерного оркестра под управлением Александра Орлова и лауреата международных конкурсов Юлии Игониной (скрипка, Москва), а также совместное выступление Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского и знаменитого ансамбля народной песни «Воронежские девчата» 29 мая.
В первый день фестиваля театральный зал был заполнен нарядной публикой, которая по достоинству оценила изысканную программу одного из лучших оркестров страны. Московский камерный оркестр Musica Viva блистательно сыграл увертюру к водевилю Александра Алябьева «Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль». Первое отделение концерта порадовало слушателей высшим выражением лирического симфонизма – «Вальсом-фантазией» Глинки, «музыкальной страницы из дневника композитора». Вальс был посвящён Екатерине Керн – дочери воспетой Пушкиным А.П. Керн. Поэтическое увлечение этой прекрасной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки, а его вальс критики назвали поэмой любви и молодости, истинным шедевром.
Александр Рудин предстал перед смолянами сразу в двух вдохновенных ипостасях: как дирижёр и солист – в виртуозных, построенных по принципу художественного контраста «Вариациях на тему рококо» П.И. Чайковского. Они были исполнены в авторской версии, а это большая редкость. В России хорошо известна редакция друга Чайковского, профессора В.Ф. Фитценгагена. Он исполнил первые «Вариации на тему рококо» с оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна в 1877 году. Эта бесценная жемчужина русской классической музыки в исполнении маэстро Рудина, виолончель которого, казалось, пела, и оркестра Musica Viva обрела особую чистоту и яркость.
Харизматичного Николая Луганского – одного из самых известных русских пианистов на планете, обладателя множества престижных музыкальных премий и наград – смоляне слушали затаив дыхание. Музыкант виртуозно и выразительно исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор Шопена. Богатство его образов стало для слушателей откровением. Торжественное, величественное настроение первой части концерта, романтические картины природы во второй, которую сам Шопен определял как «грёза в лунную ночь», и, наконец, картина народного гулянья, праздничный тон финала концерта.
Впервые в роли ведущего торжественного открытия декады выступил историк музыки, музыкальный журналист, начальник международного и литературного отдела московского театра «Новая опера» имени Е.Колобова Михаил Сегельман.
Зал стоя благодарил артистов за доставленное наслаждение.
После концерта Александр Рудин и Николай Луганский пообщались с журналистами.
Александр РУДИН:– Спасибо смолянам за такой тёплый прием! Мы решили не включать в программу первоначально заявленную увертюру Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание», чтобы всё первое отделение посвятить русской музыке. Счастливы, что накануне 1150-летия Смоленска, в знаменательное для нас время – 35-летие оркестра и 25-летие моей работы с ним – мы смогли выполнить ответственную миссию открытия уникального по своей исторической длительности музыкального фестиваля имени Михаила Глинки.
Николай ЛУГАНСКИЙ: – Мне очень нравится Смоленск – древний русский город с богатыми музыкальными традициями. Я хотел бы вернуться сюда с большой сольной концертной программой.
ВИДЕОРЕПОРТАЖ Дмитрия Прудникова
Автор: Наталья Кулакова
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Смоленская газета